Миллион лет. Биологи выделили старейшую ДНК мамонтов

18 февраля 2021, 08:01

Международная команда генетиков восстановила и секвенировала древнюю ДНК трех мамонтов из сибирской вечной мерзлоты. Возможно, они нашли новый вид этих животных.

Из зубов мамонтов, которые бродили по Сибири от 700000 до 1,2 миллиона лет назад, исследователи извлекли чрезвычайно деградировавшую ДНК и соединили ее вместе, чтобы выявить ранее неизвестную генетическую линию мамонта.

Ранее самый старый из извлеченных образцов ДНК был взят из конской кости, найденной в вечной мерзлоте Юкона, возрастом от 560 000 до 780 000 лет назад.

«Эта ДНК невероятно стара», — сказала эволюционный генетик Лав Дален из Центра палеогенетики в Швеции. «Образцы в тысячу раз старше останков викингов, и даже предшествуют существованию людей и неандертальцев».

Около миллиона лет назад даже шерстистые мамонты (Mammuthus primigenius) еще не существовали. Известные всем животные появились только около 800000 лет назад. Шерстистые мамонты существовали вместе с колумбийскими мамонтами (M. columbi), которые населяли Северную Америку и вымерли около 11500 лет назад.

Их предшественники, мамонты, от которых произошли шерстистые мамонты, менее известны. Известно, что шерстистые мамонты произошли от степных мамонтов (M. trogontherii), которые бродили по большей части Евразии примерно 200 000 лет назад. Также считалось, что колумбийские мамонты произошли от степных мамонтов, которые перебрались в Северную Америку около 1,5 миллиона лет назад.

Исследователи смогли собрать вместе и упорядочить ДНК, которая хранилась внутри твердой эмали зубов животных. Второй по возрасту из трех экземпляров, найденных в Адыче, подтвердил: он был очень близок к степному мамонту по морфологии и ДНК. Самый старый экземпляр, найденный на Крестовке и датированный примерно 1,6 миллиона лет назад, был удивительным. Оказалось, что он принадлежит к ранее неизвестной генетической линии мамонтов, которые отделились от общего предка более 2 миллионов лет назад.

«Это стало для нас полной неожиданностью», — сказал генетик Том ван дер Валк из Уппсальского университета в Швеции.

«Все предыдущие исследования показали, что в то время в Сибири существовал только один вид мамонта, который назывался степным мамонтом. Но наши анализы ДНК теперь показывают, что существовали две разные генетические линии, которые мы здесь называем адычинскими и крестовскими мамонтами. Мы пока не можем сказать наверняка, но мы думаем, что это могут быть два разных вида», — отметил Том ван дер Валк.

Сравнивая ДНК этих древних мамонтов с ДНК тех, что появились позже, исследователи обнаружили, что 1,5 миллиона лет назад через Беринговский мост в Северную Америку перешел Крестовский мамонт, а не степной мамонт.

«Это важное открытие», — сказала палеогенетик Патриция Печнерова из Копенгагенского университета в Дании. «Похоже, что колумбийский мамонт, один из самых знаковых видов ледникового периода Северной Америки, эволюционировал в результате гибридизации, которая произошла примерно 420 тысяч лет назад».

Ранее НВ писал, что последняя популяция мамонтов, которая обитала на острове Врангеля, страдала от накопления вредоносных мутаций. Исследование генома показало, что у последних мамонтов были серьезно нарушены важные функции организма.

Если на материке шерстистые мамонты (Mammuthus primigenius) исчезли около десяти тысяч лет назад, то на небольшом острове Святого Павла в Баренцевом море (ныне территория штата Аляска) мамонты сохранялись 5600 лет назад, а на острове Врангеля — около 4000 лет назад.

«Ключевым нововведением нашей статьи является то, что мы фактически воскрешаем гены мамонта острова Врангеля, чтобы проверить, действительно ли их мутации были опасными, поскольку большинство мутаций на самом деле ничего не делают», — сказал эволюционный биолог Винсент Линч из Университета в Буффало.

Линч и его коллеги смогли идентифицировать мутации, связанные с дефектами в морфологии сперматозоидов, передачи сигналов инсулина и обонятельными рецепторами. Животные также, вероятно, имели более высокие показатели мужского бесплодия и диабета, а также неврологических дефектов.