Последний обед. Ученые узнали, чем питались динозавры 110 млн лет назад

3 июня 2020, 22:05
Цей матеріал також доступний українською

Содержимое желудка динозавра, который жил 110 млн лет назад, удалось исследовать ученым из канадского университета Саскачевана.

Вероятно, огромный 1300-килограммовый травоядный нодозавр умер вскоре после «обеда», отметили ученые.

Впервые описанные в 2017 году, останки этого динозавра содержат наиболее хорошо сохранившийся желудок динозавра, обнаруженный на сегодня. Судя по состоянию содержимого, нодозавр не смог спастись от внезапного потока воды, когда кормился около водоема, а потоки воды унесли его труп в древнее море.

«Находка сохранившегося содержимого желудка у динозавра чрезвычайно редкая вещь, и этот желудок, извлеченный из мумифицированного нодозавра командой музея, безусловно является самым хорошо сохранившимся желудком, из когда-либо найденных на сегодня», — говорит автор исследования, геолог Джим Бейсингер из университета Саскачевана в Канаде.

Этот динозавр относился к виду Borealopelta markmitchelli и он может помочь лучше понять пищеварение и физиологию динозавров, тем более что останки динозавров его семейства встречаются на всех континентах, включая Антарктиду.

Последняя трапеза этого животного состояла в основном из листьев папоротника рода Leptosporangiate. На 88% это были листья, а 7% - стебли и ветки растений. При этом динозавр, как отмечают авторы исследования, «игнорировал листья хвойных и саговников, которых в то время было много».

«Когда мы исследовали тонкие срезы содержимого желудка под микроскопом, мы были шокированы, увидев прекрасно сохранившийся и концентрированный растительный материал», — говорит биолог Дэвид Гринвуд из Университета Брэндона в Канаде.

Среди съедобного содержимого исследователи также обнаружили 48 микроскопических частиц (пыльцы и спор) печеночного мха, 13 образцов голосеменных и два цветка. Но, пожалуй, самым интригующим открытием было присутствие сожженной растительности, которая могла быть съедена случайно или, возможно, специально.

«Мы нашли уголь в желудке от сожженных фрагментов растений, что указывает на то, что животное посещало недавно сожженную область и воспользовалось недавним пожаром и множеством папоротников, который часто первыми появляются на сожженном ландшафте», — отметили авторы работы.

Если эта интерпретация верна, это будет самым ранним свидетельством того, что травоядные животные извлекали выгоду из появления новых видов растительности после пожара.

Добавим, ранее ученые узнали, как охотились динозавры юрского периода. Судя по данным палеонтологов, велоцирапторы и их родственники охотились не стаями, а поодиночке.

«Живые потомки динозавров (птицы) и их родственники (крокодилы) обычно не охотятся группами и редко охотятся на добычу, которая крупнее их самих», — объяснил палеонтолог Джозеф Фредериксон из Висконсинского университета.

Мысль о том, что они могут быть стайными охотниками была предложена для объяснения свидетельств того, что палеонтологи нашли этих хищников, которые питаются добычей, намного крупнее их самих.

Фредериксон и его коллеги проанализировали зубы хищника Deinonychus antirrhopus и древних крокодилов, которые жили в Северной Америке, и выяснили, что молодые особи не кормились так, как взрослые, то есть динозавры не обеспечивали родительскую заботу.