Большой кусь. Ученые нашли свидетельства каннибализма у динозавров

28 мая 2020, 22:08
Цей матеріал також доступний українською

Среди окаменелостей возрастом более 150 млн лет палеонтологи обнаружили признаки того, что представители тероподов — разновидности динозавров — прибегали к каннибализму.

Вывод был сделан после находки в карьере Майгатт-Мур в штате Колорадо, где раскопали кости верхнеюрских хищных теропод аллозавров со следами зубов на них, принадлежащих самим аллозаврам.

Исследователи из Университета Теннесси, Университета Колорадо Меса и Колледжа Даемен в Амхерсте проанализировали 2 368 окаменелых костей из скопления окаменелостей западного Колорадо, принадлежавших нескольким видам динозавров и других животных.

По их словам, отметины сохранились на 684 образцах — примерно на 30 процентах от их общего количества, — что для динозавров крайне нехарактерно: прежде отметины зубов в местах массового обнаружения останков динозавров не встречались в таком количестве.

Ученые предполагают, что сама местность близ нынешнего карьера в Колорадо могла провоцировать каннибализм. Скорее всего, в верхней юре в этом месте находился периодически пересыхающий водоем. Анализ отпечатков зубов подтвердил, что они были оставлены не в ходе обычных драк и стычек: следы чаще встречались на сравнительно мягких частях костей.

«Крупные тероподы, такие как аллозавр, вероятно, не были особенно разборчивыми едоками, особенно если их окружение уже было ограничено в ресурсах», — говорит палеонтолог Университета Теннесси Стефани Драмхеллер.

Особенности окаменелостей, включая саму окружающую скалу, могут помочь объяснить, почему укусы были такими многочисленными. Признаки указывают на длительные периоды воздействия на мертвые тела, прежде чем они были покрыты осадком. Возможно, в трудные времена тела умирающих или мертвых животных, оставленные на солнце, могли бы стать «хорошим обедом».

Добавим, ранее ученые узнали, как охотились динозавры юрского периода. Судя по данным палеонтологов, велоцирапторы и их родственники охотились не стаями, а поодиночке.

«Живые потомки динозавров (птицы) и их родственники (крокодилы) обычно не охотятся группами и редко охотятся на добычу, которая крупнее их самих», — объяснил палеонтолог Джозеф Фредериксон из Висконсинского университета.

Мысль о том, что они могут быть стайными охотниками была предложена для объяснения свидетельств того, что палеонтологи нашли этих хищников, которые питаются добычей, намного крупнее их самих.

Фредериксон и его коллеги проанализировали зубы хищника Deinonychus antirrhopus и древних крокодилов, которые жили в Северной Америке, и выяснили, что молодые особи не кормились так, как взрослые, то есть динозавры не обеспечивали родительскую заботу.