Прилетели с Марса? Биологи доказали, что бактерии могут выжить в межпланетном путешествии

26 августа 2020, 16:36
Цей матеріал також доступний українською

Японские ученые проверили выживаемость радиорезистентных бактерий дейнококков в космосе и показали, что большие колонии могут обеспечить достаточную защиту для выживания бактерий.

Таким образом, авторы исследования доказали возможность естественного межпланетного переноса микробной жизни, который иначе называется панспермией.

Эта теория говорит о том, что микроскопические формы жизни, такие как бактерии, переносятся в космос и приземляются на другой планете. Бактерии, найдя подходящие условия для своего выживания, могут затем снова начать размножаться, зарождая жизнь на другом конце Вселенной.

«Происхождение жизни на Земле — самая большая загадка для людей. Ученые могут иметь совершенно разные точки зрения на этот вопрос. Некоторые думают, что жизнь очень редка и случилась только однажды во Вселенной, в то время как другие думают, что жизнь может возникнуть на каждая подходящая планета. Если панспермия возможна, жизнь должна существовать гораздо чаще, чем мы думали ранее», — говорит доктор Акихико Ямагиши, профессор Токийского университета фармации и наук о жизни и главный исследователь космической миссии Tanpopo.

В 2018 году доктор Ямагиши и его команда проверили наличие микробов в атмосфере. Используя самолет и научные воздушные шары, исследователи обнаружили бактерии Deinococcal, плавающие на высоте 12 км над землей. Но хотя было известно, что дейнококки образуют большие колонии (легко превышающие один миллиметр) и устойчивы к опасностям окружающей среды, таким как УФ-излучение, было неясно, могут ли они достаточно долго жить в космосе.

Чтобы ответить на этот вопрос, доктор Ямагиши и команда Tanpopo проверили выживаемость радиорезистентных бактерий Deinococcus в космосе. Исследование показывает, что большие колонии могут обеспечить достаточную защиту для выживания бактерий в течение нескольких лет в суровых космических условиях.

Доктор Ямагиши и его команда пришли к такому выводу, поместив высушенные колонии дейнококка на экспозиционные панели за пределами Международной космической станции (МКС). Образцы разной толщины подвергались воздействию космической среды в течение одного, двух или трех лет, а затем проверялись на их выживаемость.

Через три года исследователи обнаружили, что все колонии размером более 0,5 мм частично выжили в условиях космоса. Наблюдения показывают, что, хотя бактерии на поверхности агрегата умирали, он создавал защитный слой для бактерий, находящихся под ним, обеспечивая выживание колонии. Используя данные о выживаемости через один, два и три года воздействия, исследователи подсчитали, что гранула толщиной более 0,5 мм могла бы прожить от 15 до 45 лет на МКС.

«Результаты показывают, что радиоустойчивый дейнококк может выжить во время путешествия с Земли на Марс и наоборот», — говорит доктор Ямагиши.

Эта работа на сегодня дает наилучшую оценку выживаемости бактерий в космосе. И хотя предыдущие эксперименты доказывают, что бактерии могут выживать в космосе в течение длительного периода, получая выгоду от экранирования горных пород, это первое долгосрочное космическое исследование, повышающее вероятность того, что бактерии могут выжить в космосе в форме колонии, поднимающие новое понятие «массапанспермия».

Тем не менее, перенос микробов также зависит от других процессов, таких как выход в космос и приземление, во время которых выживаемость бактерий все еще необходимо оценить.

Ранее НВ писал, что на МКС нашли ряд потенциально опасных микробов. Решить проблему может роботизированное устройство, которое очищает поверхности с помощью ультрафиолетового излучения.

На Международной космической станции нашли стафилококк, энтеробактерии и метилобактерии. Эти организмы могут вызывать кожные заболевания, наносить вред носоглотке и желудочно-кишечному тракту человека.

Потенциально опасные бактерии на МКС обнаружили после трех полетов за последние 14 месяцев, когда ученые проанализировали поверхности смотрового окна, туалета, площадки для физических упражнений, обеденного стола и спальных помещений.

Но, одна из частных компаний предложила свое решение этой проблемы в виде роботизированного очистного устройства, которое может работать в условиях нулевой гравитации и очищает поверхность от микробов за счет ультрафиолета.