Проветрить забыли. На Международной космической станции нашли грибок и опасные бактерии

9 апреля 2019, 14:02

Согласно новому исследованию NASA, на Международной космической станции кроме космонавтов живут микроорганизмы в виде грибка стафилококков, энтеробактерий и метилобактерий.

Пару дней назад ученый-планетолог Марко Джуранна подтвердил наличие газа-метана на Марсе, который орбитальный аппарат Mars Express якобы обнаружил в 2004 году. Хотя в конце 2019-го Европейское космическое агентство заявило, что в атмосфере Красной планеты нет этого газа.

Споры по поводу метана на Марсе не утихают, поскольку наличие вещества позволит ученым предположить, что в коре планеты существуют простейшие микроорганизмы, которые и являются источником газа.

И пока точно неизвестно, есть ли метан на Марсе и сколько именно его там, в NASA обнаружили, что микроорганизмы зародились совсем недалеко от Земли - на расстоянии примерно в 408 км, где расположена Международная космическая станция. И если жизнь на другой планете может стать важнейшим открытием для человечества, то бактерии внутри земного космического аппарата могут быть опасными для людей, которые там находятся.

Согласно исследованию, которое опубликовали в журнале Microbiome, на МКС существует стафилококк, энтеробактерии и метилобактерии. Эти организмы могут вызывать кожные заболевания, наносить вред носоглотке и желудочно-кишечному тракту человека.

Примечательно, что микроорганизмы на МКС привезли сами космонавты, поскольку подобные бактерии распространены на Земле в спортзалах, офисах, больницах и других общественных местах.

Команды космонавтов и астронавтов на МКС сменяются уже почти 20 лет, и сейчас на орбите находятся шесть исследователей. В NASA пока не установили, являются ли эти бактерии опасными для космонавтов, поскольку все зависит от здоровья каждого отдельного человека, и того, как их организм взаимодействует с бактериями в космосе.

NASA

“Определенные микробы во внутренних помещениях на Земле влияют на здоровье человека. Это еще более важно для космонавтов во время пребывания на МКС, поскольку их иммунитет изменен и они не имеют доступа к серьезным медицинским процедурам, доступным на Земле”, - говорит автор исследования NASA доктор Кастури Венкатесваран.

По его словам, МКС - это герметически закрытая система со своей микрогравитацией, радиацией, повышенным уровнем углекислого газа и циркуляцией воздуха через специальную систему фильтров. Такие условия считаются экстремальными для человека, и исследование бактерий на МКС должно улучшить безопасность для будущих космических полетов и длительного нахождения человека в космосе.

Потенциально опасные бактерии на МКС обнаружили после трех полетов за последние 14 месяцев, когда ученые проанализировали поверхности смотрового окна, туалета, площадки для физических упражнений, обеденного стола и спальных помещений.

Ученые планируют продолжить исследование найденных на МКС бактерий, чтобы узнать больше об их размножении и жизнедеятельности во внеземных условиях.

Напомним, в конце 2018-го международная группа биологов Deep Carbon Observatory выяснила, что земная кора наполнена простейшими живыми организмами, общая масса которых варьируется в диапазоне от 15 до 23 млрд тонн. К сравнению, эта цифра более чем в 300 раз превышает массу всех людей на поверхности Земли.

Общий объем этих организмов настолько велик, что почти в два раза превышает объем самой большой экосистемы на нашей планете - мирового океана - и составляет от двух до 2,3 млрд кубических километров.

Некоторые из найденных бактерий могут жить и размножаться при температуре +121 градус Цельсия и находиться на глубине в несколько километров под поверхностью Земли.

Авторы открытия говорили, что миллионы видов живых организмов расположены еще глубже и ближе к ядру нашей планеты, а последующие исследования микроорганизмов в коре Земли можно сравнить с исследованием лесов Амазонии.