Охотники южный кровей. Генетики выяснили происхождение предков британцев

23 декабря 2022, 09:22
Так выглядели коренные бритты, пока их не вытеснили пришельцы с Эгейского моря (Фото:Королевский павильон и музеи, Брайтон и Хоув)

Проанализировав ДНК десятков людей, живших в Британии между 8500 и 2500 годами до нашей эры, ученые выяснили, что часть из них относилась к коренным бриттам-охотникам, а часть, причем, большая, — пришла с побережья Эгейского моря.

Полученные данные показывают, что большая часть населения охотников-собирателей в Британии была заменена фермерами, чьи предки происходили с побережья Эгейского моря. Генетический состав этих последних ближе всего соответствует сегодняшнему населению Испании и Португалии.

Они не просто оставили генетический отпечаток в Британии, а еще и принесли с собой революционное по тем временам искусство земледелия и другие важные культурные обычаи: новые погребальные обряды, гончарное дело и строительство памятников.

Сельское хозяйство появилось в Великобритании около 6000 лет назад. До этого люди кормились охотой, рыбной ловлей и собирательством.

«Переход к земледелию знаменует собой одно из самых важных технологических нововведений в эволюции человека… На протяжении более 100 лет археологи спорят, было ли оно привезено в Великобританию иммигрантами с континента или было освоено местными охотниками-собирателями», — поясняет автор исследования Марк Томас, профессор генетики, эволюции и окружающей среды Университетского колледжа Лондона.

Как у большинства других европейских охотников-собирателей, у мезолитических бриттов были темная кожа и голубые глаза. Эти гены исчезли после прибытия эгейских земледельцев, что говорит о том, что коренное население было сравнительно небольшим и быстро смешивалось с чужеземцами. Континентальные фермерские популяции также имели свое длинное и сложное генетическое наследие. На своем пути из Турции они распространились вдоль Средиземного моря, Рейна и Дуная.