Американские ученые раскрыли биологическую основу эффекта плацебо

4 ноября 2016, 13:56
Цей матеріал також доступний українською
Исследователи из чикагского университета обнаружили область мозга, отвечающую за ответ организма на применение плацебо

В эксперименте активность этой области и ее нейрональные связи помогли надежно предсказать, у каких пациентов плацебо будет эффективным, а также величину этого эффекта. О результатах исследования рассказывет издание Science Alert.

Сотрудники Северо-Западного университета в Чикаго провели серию экспериментов на добровольцах с хроническим болевым синдромом, вызванным остеоартритом. Перед началом терапии всем участникам проводили функциональную МРТ (ф-МРТ) головного мозга в состоянии покоя, что позволило определить базовый уровень активности различных участков мозга.

Сначала 17 пациентам в качестве обезболивания назначили плацебо, причем добровольцы, в отличие от врачей, об этом не знали. У восьми из них лечение оказалось эффективным. Сопоставляя ответ на плацебо с результатами МРТ, ученые пришли к выводу, что наиболее тесно он связан с активностью и плотностью нейрональных связей правой средней лобной извилины мозга.

39 участников второго эксперимента, на этот раз двойного слепого (при котором ни врач, ни пациент не знают, что он принимает), после проведения МРТ случайным образом разделили на две группы: одна в течение трех месяцев получала плацебо, другая — антидепрессант дулоксетин, эффективный при хронических болях. Определенная предварительно активность правой средней лобной извилины позволила правильно предсказать ответ на плацебо в 95 процентах случаев.

"Учитывая огромное число жертв хронической боли, если мы будем в состоянии предсказать ответ организма на плацебо в случае хронической боли, это может помочь персонализировать лечение и повысить успешность клинических испытаний", - считает член исследовательской команды, Марван Балики из Северо - Западного университета в Чикаго.

Полученные результаты подтверждают то, что плацебо-эффект имеет биологическую основу. Кроме того, они позволяют с помощью МРТ предсказать силу этого эффекта у конкретного пациента и его роль в действии активных лекарственных веществ, что может повысить точность клинических испытаний, пишут исследователи.

"Новая технология позволит врачам увидеть, какая именно часть мозга активизируется во время боли индивидуума и выбрать конкретный препарат для воздействия на выбранное место", - отметили исследователи.