Как такое носить? Археологи воссоздали древнюю кольчугу в виртуальной реальности

14 апреля 2021, 12:11
Цей матеріал також доступний українською

Международная команда исследователей при помощи технологии для видеоигр смогла восстановить, как на знатном воине, убитом 1800 лет назад, сидела его кольчуга.

Новый подход к изучению артефактов показывает, как гибкие доспехи использовались в древности и какими техноогиями пользовались «варварские» племена.

Около 200 г. н.э. где-то в современной Дании в битве был убит высокопоставленный германский воин. Когда битва закончилась, его убийцы сняли с него драгоценные кольчужные доспехи, кропотливо сделанные вручную из почти 20 000 крошечных железных колец. Затем они бросили кольчугу в болото в жертву своим богам.

Видео дня

Известная как кольчуга из Вимозы, 22-килограммовый кусок брони был обнаружен археологами в районе Вимоза, в Дании в конце 19 века. Панцирь почти не поврежден, он сохранился благодаря необычно низкому содержанию кислорода в болоте.

Спустя более 1800 лет после того, как кольчугу изготовили, исследователи используют технологию, разработанную для компьютерных игр, чтобы выяснить, как носили кольчугу и как она могла висеть на своем давно умершем владельце — и все это без фактического надевания.

Воссоздание того, как носили кольчугу, является сложной задачей. Тысячи крошечных взаимосвязанных металлических колец, составляющих кольчугу, — разные. То, как гравитация воздействует на одно звено, влияет на то, как другие висят и двигаются.

Это не единственная причина, по которой исследователи не могут понять, как носили и использовали древние доспехи.

«Вы не можете надеть такой древний артефакт. Если вы хотите взаимодействовать с ним, чтобы проверить, как он себя ведет, вам нужно придумать другие решения», — говорит Мартейн Вейнховен, археолог из Университета Амстердама и соавтор исследования.

Используя передовые технологии, разработанные для индустрии видеоигр, ученые предприняли попытку найти это необычное решение. Кураторы Датского национального музея разрешили Вейнховену надеть доспехи на манекен, чтобы увидеть, как выглядит настоящая вещь при ношении.

Затем команда использовала компьютерный код, написанный для компьютерных игр, для индивидуального моделирования отдельных колец на железной рубашке и «повесила» цифровую версию на виртуальный манекен. Самая большая проблема: вычислить физику взаимодействия почти 20 000 отдельных колец.

«Двадцать или 100 звеньев — это не проблема. Но сложно смоделировать взаимодействие между 19 000 колец», — говорит Алексей Москвин, соавтор исследования, ученый Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна.

После того, как исследовательская группа продемонстрировала, что компьютер может точно воссоздать кольчужную броню, они использовали компьютерные модели одежды, найденные в аналогичных условиях, чтобы увидеть, как виртуально реконструированная кольчужная броня будет выглядеть, соответствовать и функционировать на полностью одетом воине в бою.

Модель показала, например, что ношение ремня поверх кольчужного доспеха распределяет вес звеньев цепи более равномерно и предотвращает его смещение в бою. И броня была достаточно вместительной и эластичной, чтобы вместить толстое нижнее белье из войлока для дополнительной защиты в бою.

В будущем исследователи надеются применить свою технику к другим образцам кольчужной брони из далекого прошлого. «На основе всего двух или трех хорошо сохранившихся колец, — говорит Вейнховен, — мы можем реконструировать все переплетение».

Это, в свою очередь, может дать представление о приоритетах древних оружейников и их клиентов. Делали ли они броню тяжелой и жесткой, отдавая приоритет защите? Или предпочитали легкие и гибкие переплетения?

«В виртуальной реальности можно тестировать вещи, которые мы никогда не сможем протестировать в реальной жизни. Можно ли с ним сесть на лошадь? Сможете ли вы с ним бегать?», — говорит Вейнховен.

Хотя работа началась как доказательство самой концепции компьютерного моделирования, исследование уже дает новые идеи. Симуляция предполагает, что германский воин, который когда-то носил кольчугу из Вимозы, предпочитал гибкость, выбирая большие, тонкие кольца, в результате чего получился легкий доспех.

Внимательный осмотр выявил кое-что еще. Вейнховен говорит, что археологи раньше считали, что «варвары» за пределами Римской империи не были достаточно опытными, чтобы делать свои собственные кольчуги, вместо этого полагаясь на импортированные доспехи или снаряжение, украденное у римских легионов.

Но ворот этой кольчуги был застегнут оригинальной системой ремешков по обе стороны шеи, что позволяло расширять или сужать проем, одновременно изменяя посадку. «Это уникальная особенность, которой не было в Римской империи», — говорит Вейнховен.

Ранее НВ писал, что археологи обнаружили самый старый и наиболее полный римский пластинчатый доспех на месте битвы при Тевтобургском лесу около города Калькризе.

Доспехи Калькризе — это полный комплект. Более того, вместе с доспехом был найден чрезвычайно редкий железный ошейник, который использовали для сковывания заключенных, подчеркнули археологи.

До этой находки самые ранние известные образцы римского lorica segmentata — пластинчатого доспеха — были найдены в Корбридже, Великобритания, они датируются 2 веком, но это были лишь фрагменты.

Железные пластинчатые доспехи были введены императором Августом как усовершенствование кольчуги. Доспех был относительно легким, а поскольку пластины были связаны кожаными шнурами, они были гораздо более гибкими, чем кольчуги. На момент битвы в Тевтобургском лесу в 9 году нашей эры, когда Публий Квинктилий Вар попал в германскую засаду, уничтожившую три полных римских легиона и вспомогательные войска, это была лучшая технология.

poster
Подписаться на ежедневную email-рассылку
материалов раздела Техно
Рассылка о том как технологии изменяют мир
Каждый понедельник

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X