Инновации

23 мая, 14:00

Третья мировая. Как война США и Huawei ударит по Tesla и глобальному техническому прогрессу

news18.com

Почему конфликт США с Huawei погубит Tesla

Акции Tesla упали на 25% за последний месяц. Помимо текущих проблем, компания может столкнуться с ограничениями на производство и продажи своих электрокаров в Китае, — основном рынке для калифорнийского бренда.

Торгово-экономическое противостояние США и Китая, которое развязал действующий президент Америки Дональд Трамп, набирает все больших оборотов. Ранее генеральному руководителю Apple Тиму Куку удалось убедить Трампа не переносить производство смартфонов iPhone из Китая в США, поскольку это может значительно повысить стоимость гаджетов и навредить бизнесу компании.

Но, 72-летний миллиардер-консерватор пошел другим путем и решил сперва атаковать не американских, а китайских производителей. Как уже писало НВ, после долгих угроз и обвинений китайского техногиганта Huawei в шпионаже, Министерство торговли США обязало Google отлучить операционную систему Android от всех гаджетов Huawei.

После запрета на использование продукции Huawei в правительстве США летом 2018-го, ареста дочери генерального руководителя Huawei американскими спецслужбами и официальных обвинений китайской компании в мошенничестве и нарушении американских торговых санкций против Ирана, прекращение сотрудничества Google и Huawei стало квинтэссенцией агрессии властей США против одного из крупнейших азиатских производителей электронных устройств и телекоммуникационных технологий.

Конечно, разбирательства по поводу того, действительно ли Huawei шпионит за США и другими странами с помощью своих устройств продлятся еще n-ное количество лет, но отлучение китайских гаджетов от самой популярной операционной системы на планете может запустить цепную реакцию и начать возведение горячо любимых Трампом стен в технологическом мире.

Причем здесь Tesla?

На первый взгляд, американский производитель электрокаров Tesla относится к Huawei так же, как Генри Форд к утке по-пекински, но, копнув чуть глубже, легко предположить, что именно эта компания может стать первой жертвой ответных действий властей Народной республики против предприятий из США.

Несколько дней назад руководитель Tesla Илон Маск заявил, что без серьезных инвестиций в компанию в ближайшее время они могут остаться без денег уже через 10 месяцев. Несмотря на то, что в первом квартале 2019-го Tesla заработала около $2,7 млрд, убытки компании составили более $700 млн.

Сейчас, менеджеры Tesla всеми способами ищут как сэкономить деньги, а аналитики говорят, что компании нужно привлечь как минимум $2 млрд, чтобы компенсировать убытки в этом году и учесть погашение долга в начале 2019-го.

Как пишет Bloomberg, акции Tesla достигли рекордного минимума в период с декабря 2016-го. За последний месяц стоимость одной акции упала на 25% (c $263 до $195), а рыночная капитализация компании теперь составляет $34 млрд, что на $5 млрд меньше, чем у корпорации Ford, которая сейчас переживает далеко не наилучшие времена.

Фото: NASDAQ

Среди возможных причин называют невыполнение Tesla планов по ежеквартальным и ежегодным поставкам электрокаров, проблемы с автопилотом, которые компания не может решить уже три года, и из-за которых на прошлой неделе на дороге погиб еще один владелец Tesla, а также — что самое главное, — падение продаж автомобилей в Китае.

Стоит ли объяснять насколько важным для Tesla является сотрудничество с Китаем, разворачивание там своей сети производства электрокаров и наращивание продаж машин на азиатском рынке? Даже учитывая любовь американцев к Tesla, продажи электрокаров в Китае являются несоизмеримыми с тем, сколько полностью электрических машин покупают жители США и Европы.

Портал Visual Capitalist передает, что в 2018-м продажи электрокаров в Китае составили более одного миллиона автомобилей, в то время как на втором самом популярном рынке электрокаров в мире — США — купили только 360 тыс. машин.

Фото: Visual Capitalist

Сложно предугадать насколько действия Дональда Трампа и Google против Huawei заденут ЧСВ далеко не самых либеральных китайских политиков, но если отлучение от Android можно сравнить с нападением на Перл-Харбор для Huawei, то возможная потеря китайского рынка станет настоящей атомной бомбардировкой Хиросимы и Нагасаки для Tesla.

Сможет ли Китай отказаться от Tesla? Легко. Запрет на строительство заводов для производства американских электрокаров в Китае и ограничение продаж машин Tesla в стране станут не только ответными действиями Партии в торгово-экономической войне против США, но и продемонстрируют независимость китайской экономики от Западного мира.

Как известно, до 2025-го власти Китая планируют сделать так, чтобы 20% всех автомобилей в стране были электрическими. Из-за этого, местные производители (вроде BYD, SAIC, BAIC, Chery, Geely, NIO, JMC, Changan, Great Wall, JAC, Lifan, Hawtai и другие) получили благоприятные условия для производства электрических моделей и уже обгоняют Tesla по количеству проданных авто.

В последние годы Tesla итак приходилось конкурировать с огромным количеством более дешевых и, в некоторых случаях, качественных китайских электрокаров, так что даже минимальные санкции руководства страны против хайпового американского производителя могут привести к потере Tesla самого лакомого мирового рынка и дальнейшим финансовым трудностям компании.

Не Tesla единой

При этом, Tesla, как компания, которая в очередной раз переживает финансовые трудности, является лишь первой наиболее очевидной жертвой ответных действий Китая на агрессию США в отношении Huawei.

Либо Дональд Трамп забыл сколько американских компаний имеют свои производственные мощности в Китае, либо, что более вероятно, 45-й президент США заботится о долгосрочном технологическом развитии своей страны так же, как и о решении климатических проблем планеты.

Помимо вышеупомянутой Apple, Китай является ключевым звеном бизнеса для передовых производителей электроники в мире, включая Hewlett-Packard, Dell, Intel, Qualcomm, Nvidia, Broadcom, Micron, Supermicro и многие другие.

Фото: Qilai Shen/Getty

Санкции Китая против этих компаний могут означать не только рост стоимости их продукции по всему миру, но и приостановление развития технологических новинок, ведь руководство будет заботиться о том, чтобы так или иначе сохранить прибыльность своих предприятиях в условиях хоть и экономической, но все-таки войны.

Аналитики подсчитали, что в случае запрета продаж продукции Apple в Китае, прибыль компании упадет на 30%. Интересно, как тогда изменится качество iPhone в сравнении с новыми смартфонами Huawei, которые, по идее, должны будут выходить на оригинальной операционной системе компании.

США в личности Дональда Трампа, Министерства торговли и Google уже продемонстрировали свои серьезные намерения в борьбе с растущей китайской экономикой, но, как говорил барон Мюнхгаузен в одноименном фильме, все глупости на Земле делаются именно с серьезным выражением лица.


Показать ещё новости