На орбите испытали новый электродвигатель для космического корабля. При чем здесь йод и украинцы?

19 ноября 2021, 11:45
Испытания йодной электродвигательной установки в вакуумной камере (Фото:ThrustMe)

Испытания йодной электродвигательной установки в вакуумной камере (Фото:ThrustMe)

Французская технологическая компания ThrustMe провела успешные испытания спутника, работающего на газообразном йоде.

Команда использовала йод для заправки спутника CubeSat весом 20 кг с двигателем NPT30-I2. Эта технология обещает привести к созданию спутниковых двигательных систем, которые будут более эффективными и доступными, чем когда-либо прежде.

Видео дня

«Йода значительно больше и он дешевле, чем ксенон, у него есть дополнительное преимущество, заключающееся в том, что он может храниться без давления в твердом виде», — говорит Дмитрий Рафальский, технический директор и соучредитель ThrustMe.

В то время как более ранние наземные испытания двигателей с йодом были многообещающими, его работа в космосе — явный признак того, что это может быть будущее двигателей малых космических кораблей

Системы на основе йода также могут быть построены в значительно меньших и более простых формах, чем нынешние спутники: в отличие от ксенона и других видов топлива, йод может храниться на борту в твердой форме до того, как он превращается в газ, поэтому нет необходимости в громоздких газовых баллонах высокого давления.

«Успешная демонстрация NPT30-I2 означает, что мы можем перейти к следующему этапу в разработке йодной силовой установки», — говорит Рафальский.

Ожидается, что в ближайшее десятилетие на орбиту будут запущены десятки тысяч спутников, поэтому поиск способов сделать их максимально эффективными и доступными является ключевым моментом, если мы продолжим исследовать и анализировать Землю и Вселенную вокруг нас.

«Параллельно с нашими испытаниями в космосе мы разработали новые решения, позволяющие повысить производительность, и начали обширную кампанию наземных испытаний на выносливость, чтобы еще больше расширить границы этой новой технологии», — подчеркнул Рафальский.

Проблемы остаются: йод очень агрессивен, а это означает, что для защиты деталей спутников требуется керамика, и в настоящее время йодные двигатели не так отзывчивы, как их ксеноновые аналоги. Однако это большой шаг вперед для технологии.

Кроме Европы йодный двигатель также разрабатывают в США и России. Однако планировавшийся NASA на середину 2018 года, запуск спутника iSAT с его образцом был отложен на неопределенный срок.

Добавим, Дмитрий Рафальский защитил кандидатскую диссертацию в 2011 году, в Харькове, на Физтехе ХНУ имени Каразина. Работа продолжалась в Лаборатории Физики Плазмы, расположенной в одном из самых престижных учебных заведений Франции — Эколь Политехник. Результатом исследований явилась разработка научных основ принципиально нового типа электрореактивных двигателей, в дальнейшем был получен патент на этот тип двигателя.

Ранее НВ писал, что финская компания Wartsila начала испытания двигателей на чистом водороде для создания полностью безуглеродных энергетических систем.

Компания планирует уже к 2025 году создать концепт двигателя и электростанции, которые могут работать на 100% водороде.

Ученые прогнозируют, что водород будет удовлетворять 13% мирового спроса на энергию к 2070 году. Однако пока на рынке не существует серийных двигателей, способных эффективно использовать это топливо, что ставит под угрозу глобальные амбиции по достижению нулевых выбросов.

В городе Вааса будет исследована существующая технология двигателей серии 31, чтобы определить оптимальные параметры для работы на водороде. Сейчас газопоршневые двигатели Wartsila используются в качестве гибких балансирующих мощностей в энергосистемах с высокой долей возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X