Как дешевые программисты из Индии погубили Boeing 737 Max

30 июня 2019, 07:01

Американские журналисты выдвинули теорию о том, как Boeing создал некачественное программное обеспечение для своих самолетов.

Несмотря на то, что самолет считается самым безопасным видом транспорта, авиакрушения всегда вызывают гораздо больший ажиотаж и обсуждения в СМИ, чем ДТП, от которых ежедневно гибнут тысячи людей по всему миру.

Видео дня

Авиаперелеты должны быть настоящим райским наслаждением, с обедом и музыкой в наушниках в удобном кожаном кресле на высоте в 11 км. Именно поэтому регуляторные органы тщательно исследуют даже мельчайшие происшествия, не говоря уже о крушениях, в которых есть жертвы.

Подобное недавно произошло с одним из двух монополистов рынка авиастроения — американской компанией Boeing: пассажирский самолет Boeing 737 Max авиаперевозчика Ethiopian Airlines потерпел крушение утром 10 марта 2019-го за шесть минут после вылета из столицы Эфиопии Аддис-Абебы. В результате катастрофы погибли все 149 пассажиров и восемь членов экипажа.

Примечательно, что похожая катастрофа с таким же типом самолета произошла за полгода до этого: в октябре 2018-го в Индонезии Boeing 737 Max авиакомпании Lion Air упал в море через 13 минут после взлета, в результате чего погибли 189 человек.

Satenaw
Фото: Satenaw

Позже выяснилось, что проблема этих самолетов в неправильно настроенной системе предотвращения сваливания MCAS, которая автоматически корректирует положение самолета и опускает его нос вниз. Такую систему установили из-за двигателей большего диаметра, в сравнении с предыдущими моделями.

Президент корпорации Boeing Деннис Мюленбург официально признал, что катастрофы самолетов Boeing-737 Max в Индонезии и Эфиопии произошли из-за некорректной работы программного обеспечения. После этого акции Boeing упали более чем на 20%, а сам американский авиастроитель был вынужден приостановить полеты моделей 737 Мax по всему миру.

Скупой платит дважды

Согласно статье, которую опубликовало издание Bloomberg на днях, ошибка в ПО этих типов самолетов не случайна, и была вызвана цепочкой событий, а также жесткой экономией в компании.

Журналисты Bloomberg выяснили, что в целях снижения затрат для создания систем MCAS руководство Boeing наняло сторонних разработчиков из других стран, чьи услуги стоят в разы дешевле, чем аналогичная работа от опытных американских инженеров.

Сообщается, что авиастроитель платил по $9 в час индийским разработчикам, в то время как такие же специалисты с американской визой просят за это от $35 до $40. Возможно, именно по этой причине компания Boeing сотрудничала с другими предприятиями из Индии, поставляла самолеты для индийской армии, а также обещала инвестировать миллиарды долларов в местные компании взамен на крупный заказ самолетов от Air India.

Кроме этого, по данным Bloomberg, инженеры, которые работали над 737 Max (самолетом, который должен был стать конкурентом Airbus SE) жаловались на давление со стороны руководства, их требования сократить расходы и вложиться в сроки производства.

The Business Journals
Фото: The Business Journals

«Boeing делал все возможное. Все, что вы можете себе представить, чтобы сократить расходы, включая переезд из залива Пьюджет-саунд, поскольку мы стали слишком дорогими для них здесь. Все это понятно с точки зрения бизнеса. Со временем оказалось, что эти действия привели к потере навыков у разработчиков из Пьюджет-саунд», — объясняет Рик Людтке, бывший инженер Boeing, уволенный в 2017 году.

Компания также перестала нанимать старших инженеров, поскольку считала, что их продукт был достаточно хорошим и его можно доверить менее опытным разработчикам.

Те же грабли

Оказалось, что ситуация с индийскими программистами была не новой для Boeing: в 2008-м сотрудники компании жаловались, что команда российских разработчиков переделывала свою часть работы 18 раз, пока не стало понятно, что датчики задымления должны быть подключены к системе электропитания.

Из-за неправильной стратегии делегирования обязанностей сторонним разработчикам, дальнемагистральный лайнер Boeing 787 начал летать только в 2011-м, на три года позже запланированного срока, что стоило компании нескольких миллиардов долларов.

После этого случая менеджеры Boeing должны были возвратить разработку систем для новых самолетов внутрь США. Но, в связи с высоким запросом на современный бестселлер 737 Max, руководство вновь заключило контракты с подрядчиками из других стран, включая Индию.

«Boeing имеет многолетний опыт работы с поставщиками/партнерами по всему миру. Наша главная задача — всегда обеспечивать, чтобы наши продукты и услуги были безопасными, самого высокого качества и соответствовали всем применимым нормам», — заявляли в компании.

В итоге, проблемы в коммуникации и сотрудничестве между странами, которые находятся на разных полушариях Земли, привели к смертям 346 людей во время катастроф в Индонезии и Эфиопии в течение полугода.

CNN.com
Фото: CNN.com

Сейчас расследователи подозревают, что причиной некорректной работы системы MCAS может быть один датчик, который передает неверные данные. Вдобавок, в Boeing признали, что сигнальный индикатор, который мог предупредить пилотов о неисправности датчика, был установлен в ПО полетного дисплея неправильно. Разработчики не указали, что эта маленькая поломка угрожает безопасности самолета, а старшие инженеры, по словам представителей Boeing, не участвовали в осмотре оборудования.

Через некоторое время, аналогичные крушения Boeing 737 Max в Эфиопии и Индонезии могут стать сюжетом для американского документального телесериала, который выходит на телеканале National Geographic Channel. «Катастрофы не происходят случайно. К ним ведет цепочка критических событий», — говорится в начале каждого выпуска этого сериала.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X