NV Премиум

Антисоветский разведчик. Как легендарный шпионский самолет помогает NASA отслеживать стихийные бедствия

Инновации

25 января 2023, 07:03

Недавно Пентагон представил новое поколение самолета-шпиона B-21 Raider. Предшественник этой модели, выпущенный почти 70 лет назад, до сих пор эффективно используется NASA для защиты людей от самых опасных угроз на Земле.

Холодная война между СССР и США подарила миру огромное количество важных научных достижений, плодами которых мы пользуемся по сей день.

Большинство из них касаются ракетостроения, космических исследований, различных инженерных сооружений и, конечно, аэроразведки.

Одной из немногих живых легенд авиации остается американский самолет-разведчик U-2 с кодовым названием «Леди дракон». Уже в 1955-м этот самолет мог подниматься на высоту до 22 км и пролетать больше 3500 км. Позже появились модификации с дальностью полета свыше 5600 км (U-2R) и 9500 км (U-2S).

Фактически, это огромный планер с одним летчиком на борту, который представлял серьезную угрозу для безопасности СССР. Только принятие на вооружение советских зенитно-ракетных комплексов С-75 через несколько лет сделало U-2 уязвимым.

Несмотря на скорее появление гораздо более современных разведчиков, которые смогли летать еще выше, быстрее и менее заметно, U-2 был настоящим прорывом для своего времени.

Доказательством этого является то, что несколько модифицированных версий технически устаревшего разведчика до сих пор используются специалистами NASA в научно-исследовательских целях. И вот, что они делают.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Нам необходима ваша поддержка, чтобы заниматься качественной журналистикой

Первый месяц 1 ₴. Отписаться можно в любой момент

Глаза в небе

В 1981 году появилась новая версия U-2 TR-1. Самолет с размахом крыла 31,4 метра при длине 19,2 метра мог пролетать свыше 6400 км, развивая максимальную скорсть до 800 км/час.

На основе именно этой версии сделали два модифицированных исследовательских планера ER-2 (Earth Resources), которые передали NASA. Самолеты отличаются блестяще-белым окрасом, и они регулярно используются для мониторинга экстремальных погодных условий в разных уголках Земли.

По данным Popular Science, в ближайшие несколько недель один экземпляр ER-2 будет находиться на базе ВВС США Доббинс, расположенной к северу от Атланты в штате Джорджия. Там размещаются не менее легендарные военно-транспортные самолеты Lockheed C-130 Hercules.

Кроме исследования ураганов, ER-2 также используется для тестирования спутниковых систем и ряда других научных целей. При этом, самолет остается практически идентичной версией модифицированного разведчика начала 1980-х.

«NASA ER-2 сыграли важную роль в исследованиях Земли из-за их способности летать в нижние слои стратосферы на дозвуковых скоростях, что позволяет осуществлять прямой отбор проб стратосферы, а также миссии по моделированию виртуальных спутников», — заявляли в NASA несколько лет назад.

Благодаря своей утилитарности и способности брать на борт огромное количество датчиков, камер и других исследовательских инструментов, ER-2 может использовать самое современное оборудоение для наблюдения.

В отличие от спутников, которые могут анализировать информацию об определенных зонах на поверхности планеты только в момент прохождения над ними, высотный самолет способен вылелать в любое нужное время и достигать практически любой точки. Которая, очевидно, не нарушает воздушное пространство недружественных стран.

На высоте 21 км летчики U-2 и ER-2 уже могут видеть кривизну Земли, приближаясь к условиям, которые испытывают космические аппараты. Из-за низкого давления летчики ER-2 также вынуждены надевать герметичные скафандры.

В NASA сообщали, что ER-2 использовался на шести континентах, и с помощью этого самолета изучают последствия глобального потепления, озоновые дыры и т. д. Высотные самолеты также собирают данные о лесных пожарах, дикой природе и охране окружающей среды. Всего эти два самолета выполнили более 4500 исследовательских миссий.

Самой сложной частью полета ER-2 является посадка, поскольку самолет использует сложное шасси, и после взлета он сбрасывает два колеса, удерживающие длинные крылья во время разбега. Посадка осуществляется на два оставшихся колеса, расположенные посередине корпуса

«На каждом самолете в мире в какой-то момент при посадке вы можете расслабиться. Все, что вам нужно сделать — развернуться и использовать тормоза. С U-2 все совсем не так. Вы должны управлять самолетом, пока он полностью не остановится на взлетно-посадочной полосе. И он плохо справляется с боковым ветром во время рулежки», — рассказывал один из американских летчиков.

Известно, что один из ER-2 прибудет на базу ВВС Доббинс после длительной миссии отслеживанию экстремальных погодных условий и пробудет там как минимум до пятого марта.

B-21 Raider

В декабре 2022-го ВВС США и главные разработчики самолета из компании Northrop Grumman официально представили наследника U2 — бомбардировщик-невидимку B-21 Raider.

Заявлено, что B-21 Raider сможет брать на борт около 15−20 тонн полезного груза, летать на дозвуковых скоростях на расстояние до 10 тыс. км. Экипаж Raider состоит из двух человек, но этим самолетом можно будет управлять дистанционно с помощью разрабатываемых технологий на основе искусственного интеллекта.

Инженеры планируют модернизировать выпускные отверстия двигателей Pratt&Whitney F135 таким образом, чтобы их нельзя было обнаружить с помощью мощных радаров X-диапазона, включая системы Н035 Ирбис, которыми комплектуют российские истребители Су-35С.

«Northrop-Grumman будет стремиться к дальнейшему снижению теплового следа и даже электромагнитного излучения. Сенсорный комплекс B-21 действительно будет оснащен РЛС с активной решеткой с малой вероятностью перехвата (LPI) с электронным сканированием, предназначенной для помехоустойчивого сканирования с высоким разрешением воздушных угроз и наземных целей, не выдавая присутствия самолета», — пишет Роблин.

Особую ценность несет компьютерная система B-21 с открытой архитектурой, которая позволит быстро обновлять цифровые данные самолета, объединяя все средства связи и датчики с союзными системами в воздухе, на земле и в море.

Благодаря этой системе бомбардировщик также сможет использоваться в качестве командного пункта управления дронами, включая самые современные беспилотники-истребители Kratos XQ-58 Valkyire и Loyal Wingman, дроны-ловушки ADM-160, беспилотные стелс-разведчики RQ-180 и другие.

Некоторые данные свидетельствуют о том, что B-21 могут комплектовать ракетами класса воздух-воздух, которые позволят атаковать вражеские воздушные цели на расстоянии более 300 км.

Параллельно с США, Китай разрабатывает собственный стелс-бомбардировщик нового поколения Xian H-20, а россияне в 2027 году планируют принять на вооружение «перспективный авиационный комплекс дальней авиации», который должен взять на себя функции советских стратегических бомбардировщиков Ту-95, Ту-160 и Ту-22М3.

Другие новости

Все новости