Как украинскому бизнесу защитить себя и данные граждан ЕС. Блог Андрея Слободяника
Что стоит за этой аббревиатурой и как подготовиться к новому закону украинским предпринимателям? Разбираемся.
В мае прошлого года в результате длительных дискуссий Европейский парламент принял регламент GDPR. А в мае 2018 он вступит в законную силу. И самым важным моментом для украинского бизнеса здесь является то, что действие документа не лимитировано рамками Евросоюза, а распространяется на все организации, имеющие дело с данными граждан ЕС, и украинские в том числе. Иными словами, основная цель GDPR заключается в гарантии защиты персональных данных (далее — ПД) граждан ЕС без привязки к тому, на территории какой страны они хранятся. Основное требование к компаниям, которые работают с данными граждан ЕС, — скурпулезно защищать конфиденциальность этих данных.
Кому готовиться к GDPR
Фактически, это три класса организаций:
- компании, созданные в ЕС и занимающиеся обработкой ПД европейцев, независимо от физического расположения головного офиса
- компании, которые не основаны в ЕС, но имеют отношение к обработке ПД граждан Евросоюза в рамках реализации товаров/услуг. В поправках к GDPR уточняют, что под ответственность подпадают предприниматели, которые напрямую реализуют свои товары европейцам. В первую очередь, под прицел попадают онлайн-сервисы (интернет-магазины), продающие свой товар в мультилингво формате и принимающие евро в качестве оплаты, веб-сайт которых имеет домен верхнего уровня государства-члена ЕС (например, использование .pl), а также осуществляющие доставку в страны ЕС и использующие таргетированную рекламу, нацеленную на граждан ЕС
- компании, которые мониторят виртуальные действия граждан Евросоюза: отслеживают их поведение в интернете, обрабатывают ПД для составления “социальных портретов” с целью изучения и прогнозирования их потребительских вкусов (дата-центры)
То есть, главным выводом для украинских предпринимателей должен стать тот факт, что Регламент применяется не только к учрежденным в ЕС организациям, но и к тем, которые просто работают на европейском рынке.
GDPR, содержащий 99 статей, по сути, является дополненной и более “суровой” интерпретацией Директивы 1995 года (Принципиальное отличие между ними в том, что регламент набирает законодательную силу на всей географической территории Евросоюза с момента утверждения. В свою очередь директива приводится в действие только путем признания местной властью каждой отдельной европейской страны. Формат регламента призван способствовать принятию единой практики на территории ЕС). Немаловажно то, что GDPR не обязывает компании внедрять какие-либо конкретные приемы и методы защиты данных. Организации вправе самостоятельно выбирать систему обеспечения безопасности внутренних данных. Главное — конечный результат — надежная защита персональных данных.
Особо важные статьи Регламента
Пожалуй, самыми весомыми пунктами нового регламента, которые следует принимать во внимание украинским компаниям, имеющим отношение к приведенной выше классификации, являются такие положения:
- наличие представителя компании на территории Евросоюза, главная роль которого — выражать ее интересы в процессе взаимодействия с соответствующим регулятором.
- наличие официального согласия на обработку ПД: изменения коснулись условий оформления документа на обработку ПД. Первое: у субъектов ПД появилась возможность забрать свое согласие на использование личных данных. И второе: под каждую отдельную цель использования ПД должно существовать отдельное согласие. Общие документы признаются недействительными.
- согласие несовершеннолетних должно подкрепляться согласием родителей.
- своевременный доклад о взломе/компрометации ПД: на организации накладывается обязательство сообщать регулятору о случаях взлома. Уведомление должно поступить не позднее 72 часов с момента появления информации о компрометации данных.
- обязательное назначение ответственного за работу с ПД лица, оценка рисков влияния манипуляций с личными данными на их носителей, учет всех пунктов работы с ПД.
- расширенные права субъектов ПД: право в любой момент запросить копии ПД; потребовать объяснение целей обработки либо полного забвения ПД.
И конечно же самый животрепещущий момент — это штрафы
Регламент накладывает на нарушителей максимальные штрафы, при этом полномочия по назначению конкретных сумм переданы местным органам власти государств-членов Евросоюза.
Существует две категории штрафов с учетом глубины и масштаба нарушения:
- 20 миллионов евро или 4% от годового дохода за нарушение: ключевых положений Регламента, прав субъектов ПД, нормативов передачи личных данных и др.
- 10 миллионов евро или 2% от годового дохода за нарушения процедуры получения согласия на хранение и обработку ПД несовершеннолетних, за несоблюдение технических норм работы с ПД, за отсутствие представителя в ЕС и др.
Смягчающим моментом является тот факт, что в отдельных случаях вместо штрафа дело может ограничиться выговором. Например, когда регулятор признает правонарушение незначительным.
Что делать: разрабатываем план действий
Какие же меры стоит предпринять тем, кто теоретически может попасть под удар?
- Провести анализ деятельности компании на предмет соответствия требованиям GDPR
Для начала важно определить, имеет ли деятельность вашей компании отношение к персональным данным граждан ЕС, соприкасается ли она с подобными данными. И если такое пересечение имеет место быть – оценить для себя риски подобной деятельности. Если она является ключевой для компании, тогда принимать во внимание положения GDPR и стремиться к соответствию. Необходимо четко определить, к какой категории относится ваша компания. Если вы занимаетесь непосредственным сбором и контролем данных – ответственность увеличивается в разы. Намного лояльней законодательные санкции к тем, кто использует персональные данные в промежуточных текущих процессах. А сбор, анализ и обработка данных не является основной, а лишь вспомогательной, деятельностью компании. Но грубо говоря, существует только два пути: либо ограничить свою деятельность на территории Евросоюза, либо привести в соответствие с требованиями GDPR. Если вы продаете в Европу, но не соблюдаете GDPR, вы продавать не сможете.
2. Провести диагностику процессов сбора, обработки и хранения ПД
3. Пересмотреть существующие согласия на обработку ПД, а также составить план по внесению необходимых изменений
4. Проанализировать процедуры получения и регистрации согласия субъекта ПД, автоматизировать основные процессы в IT-системах
5. Провести проверку наличия процедур выявления и расследования случаев нарушений и утечки ПД
6. Проанализировать возможные риски при передаче ПД третьим сторонам
7. Определить необходимость назначения комиссара по вопросам защиты ПД и представителя компании в ЕС (во-первых, существование в штате человека, который лично несет ответственность за контроль отдельного взятого процесса – это первое условие эффективного ведения этого процесса. А во-вторых, это прямое требование GDPR. В случае нарушения и соответствующего расследования, отсутствие ответственного сотрудника станет отягчающим обстоятельством в принятии решения о штрафе)
Важно также проанализировать прошлые инциденты компрометации данных, если они имели место в вашей компании. Чтобы проверить свои возможности с точки зрения реагирования на будущую атаку, изучите, что произошло во время прошлых нарушений, и задайте себе вопрос, готовы ли вы соответствовать новым требованиям, установленным GDPR. Помните, что информацию о нарушении необходимо предоставить регулятору в течение 72 часов после обнаружения инцидента. Если ваша компания не в состоянии этого сделать, этот недостаток может привести к штрафу. Поэтому нужно уже сегодня задуматься о системе своевременного реагирования. Не последнюю роль также играет обучение персонала. Одной из основных целей GDPR является усиление контроля над конфиденциальностью личных данных каждого человека. Ценность и неприкосновенность личной жизни каждого, особенно детей. В компаниях подобную культуру бережного отношения к чужой жизни нужно прививать на уровне корпоративных ценностей. И помимо технических мероприятий, важно также проводить повышение осведомленности в этом вопросе среди сотрудников.
В любом случае, обратный отсчет включен. Менее чем через семь месяцев GDPR вступит в силу. Не стоит недооценивать риски и потенциальный урон от штрафов в случае несоблюдения компаниями положений регламента. Только очень крупные предприятия смогут оплатить штраф, но для малого и среднего бизнеса такая сумма окажется губительной. По неофициальным данным, только одна из пяти европейских компаний готова к новому законодательству. А для компаний, расположенных за пределами ЕС, эта цифра куда более удручающая. Несмотря на то, что дата вступления в силу Регламента неумолимо приближается, компании не особо торопятся латать существующие дыры. «Когда дело доходит до соответствия новым непонятным законам, большинство крупных предприятий действуют по странной логике: либо ждут, пока все «утрясется» само собой, либо пытаются адаптироваться к нововведенным правилам уже постфактум», — отмечает Кен Крупа, технический директор MarkLogic. И в его словах, к сожалению, есть изрядная доля истины. На сегодняшний день GDPR, безусловно, выглядит, как архисложное регулирование. Но стоит посмотреть на него и с другой стороны: новые правила можно отнести к разряду инноваций, внедрять которые — вопрос репутации для передовых компаний. Современный подход к персональным данным можно обернуть для бизнеса конкурентным преимуществом, позиционируя себя как компанию с передовым подходом к хранению и обработке личных данных клиентов. Это в идеале. На деле же большинство компаний в страхе перед неизвестностью “закрывают глаза руками”, словно дети, которые прячутся в темноте от чудовищ. Момент “встречи” с несовершенством собственной системы откладывается, что конечно же не решает проблему. Проблему решает знание и тщательный анализ своей деятельности на предмет взаимодействия с ПД граждан ЕС. Существует множество организаций, которые подпадают под действие GDPR по причинам, которые даже не фиксируются, как существенные: например, кто-то из ЕС подписался на информационную рассылку компании. А это уже негласное обязательство соблюдать нормы Регламента. И таких подводных камней может быть множество. Поэтому важно помнить: проанализировать нужно все до мелочей, ведь европейское законодательство, в отличие от отечественного, практически не оставляет лазеек и следовать ему придется безоговорочно.

матеріалів розділу Техно
Приєднуйтесь до нас у соцмережах Facebook, Telegram та Instagram.