Ученые просканировали мозг младенцев, изучая восприятие родного языка
Исследование ученых Вашингтонского университета представлено в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Магнитоэнцефалографическое обследование младенцев и взрослых показало, что именно между седьмым и одиннадцатым месяцем жизни дети начинают по-разному воспринимать звуки родного и иностранного языка. Кроме того, восприятие речи всегда включает одновременно и слуховую, и двигательную зоны коры головного мозга, то есть даже младенцы активно пытаются говорить, а не просто воспринимают речь других людей.
До шестого месяца младенцы одинаково хорошо различают гласные и согласные любого языка Земли. Но затем канал восприятия сужается: контрасты между звуками родного языка различаются все лучше, а иностранного - все хуже. Авторы исследования поставили своей целью изучить этот процесс на уровне мозга.
В ходе двух экспериментов детей семи и 11 месяцев от роду поместили в магнитоэнцефалограф, а потом проигрывали им записи слогов на двух языках, родном и неродном (в первом эксперименте - английском и испанском, во втором - финском и китайском). Таким же образом исследовали мозговую деятельность взрослых.
У младенцев на звуки слогов реагировала как слуховая зона коры (верхняя височная извилина), так и двигательная (центр Брока, отвечающий за моторную организацию речи, и мозжечок). То есть младенцы пытаются воспроизвести услышанные звуки в самом раннем возрасте.
У одиннадцатимесячных и взрослых участников эксперимента на слоги родного языка более интенсивно реагирует слуховая зона коры (что отражает развитые способности их различать), а иностранного - двигательная. Видимо, так мозг пытается помочь человеку лучше произнести непривычные звуки.
В результате факт участия двигательной зоны в восприятии и генерации речи можно считать доказанным. Более того, авторы исследования выдвигают гипотезу о формировании базовой аудиально-артикуляционной карты у младенцев уже к 12-20 неделям жизни, как только у младенцев получается «имитировать» ударения и гласные звуки.
Ученые советуют родителям усиливать эти способности мозга: говорить со своими детьми с самого раннего возраста, глядя им в глаза, четко и медленно выговаривая звуки. Таким образом мозгу ребенка будет проще овладеть речью.