Вымер из-за климата. Ученые назвали время гибели последних Homo erectus

20 декабря 2019, 08:02

Антропологи сумели датировать время жизни последних Homo erectus — предков человека, которые первыми покинули Африку и расселились по миру.

Судя по всему, Homo erectus не пересекался с современными нам людьми, то есть видом Homo Sapiens, отмечают исследователи.

В начале 1930-х годов голландские антропологи обнаружили множество костей над берегом реки Соло на индонезийском острове Ява. Более 25 000 образцов ископаемых были захоронены в речной грязи в области под названием Нгандонг, в том числе 12 черепных коробок и две кости ног человеческого предка: человека прямоходящего (Homo erectus).

Этот вид раннего человека существовал в течение почти 2 миллионов лет и распространился далеко по всей Африке и Азии. Но ученые не могли определить, когда последний из них вымер. Усилия по определению точного возраста окаменелостей Явы мало чем помогли, поскольку это давало широкий выбор вариантов: их время смерти было где-то между 550 000 и 27 000 лет назад.

В новой работе ученые пошли путем датирования окружающих речных отложений, а не самих окаменелостей. Антропологи смогли определить гораздо более конкретный возрастной диапазон для этих черепов. Результаты показали, что особи H. erectus погибли массово в период между 117 000 и 108 000 лет назад.

Это означает, что кости представляют собой последнее известное появление H. erectus в археологических отложениях.

Новая временная шкала помогает решать и другие загадки, поскольку она позволяет антропологам идентифицировать другие древние человеческие виды, с которыми пересекался H. erectus — и те, с которыми он не сталкивался.

«Наше исследование показывает, что Homo erectus не прожил достаточно долго, чтобы взаимодействовать с современными людьми на Яве», — сказал Рассел Кьочон, соавтор нового исследования.

По словам авторов исследования, обнаруженные в Нгандонге шапки черепов и кости ног представляют собой крупнейшую находку H. erectus в любом месте. Это потому, что кости, наряду с 25 000 других окаменелостей, которые были позже потеряны во время Второй мировой войны, «скопились в завале на реке», по словам соавтора исследования Киры Веставей.

Она добавила, что в крышках черепа отсутствуют части, потому что скелеты были повреждены, когда они были смыты рекой во время наводнения. Наряду с окаменелостями, исследователи обнаружили кости как минимум 64 млекопитающих, которые также были перенесены вниз по течению. Тот факт, что все кости были сметены вниз по течению в одно и то же время, наводит на мысль, что 12 особей H. erectus умерли одновременно.

Точно неизвестно, как именно эти особи умерли, но одна теория о том, почему H. erectus вымер на Яве, может показаться знакомой: изменение климата.

В период между примерно 120 000 и 110 000 лет назад мир перешел от ледникового периода к межледниковому периоду, и температура поднялась. Ява, которая в настоящее время в основном является тропическим лесом, раньше была покрыта обычными смешанными лесами.

Но примерно во время исчезновения H. erectus окружающая среда острова стала влажной из-за повышения температуры, что позволило тропическому лесу расти. Возможно, наши человеческие предки не смогли справиться с температурным сдвигом.

«Кончина Homo erectus на Яве совпадает с этим расширением тропического леса, и изменяющаяся среда, вероятно, способствовала его гибели. Никаких окаменелостей Homo erectus не обнаружено после изменения окружающей среды, поэтому Homo erectus, вероятно, не смог приспособиться к этой новой среде тропических лесов», — сказал Рассел Кьочон.

Первый экземпляр H. erectus был обнаружен в Индонезии в 1891 году, а окаменелости были обнаружены по всей Африке и в Китае. Считается, что они были создателями первых сложных орудий труда. Эти предки человека добрались до Явы и близлежащих островов Тихого океана, пересекая сухопутные мосты, когда уровень моря был низким.