Пепел нашли в Гренландии. Ученые рассказали об извержении вулкана, уничтожившего часть цивилизации майя

2 октября 2020, 08:06

Археологи из Оксфордского университета и Испанского национального исследовательского совета обнаружили новую возможную причину гибели части цивилизации майя в Центральной Америке.

Используя сочетание археологических и геологических данных, исследователи определили дату извержения вулкана Илопанга, которое, вероятно, разрушило общины майя на территории нынешнего Сальвадора.

Вулкан Илопанго взорвался 1589 лет назад — плюс-минус год или два. То, что этот вулкан извергался более 1000 лет назад, было хорошо установлено, но новое исследование, наконец, подтвердило дату этого события, а также позволило оценить его масштабы.

«Извержение Илопанго привело к образованию толстого слоя пепла на большей части Сальвадора, когда он был заселен майя, и сделало районы в пределах 80 километров от вулкана непригодными для жизни на годы или десятилетия вперед», — объясняют археологи.

Исследователи использовали три разных направления геологических свидетельств, чтобы определить дату извержения 431 г. н.э. Это были годичные кольца пня одного из деревьев, попавших в зону лавового потока при извержении Илопанго, слои ледяных кернов на расстоянии более 7000 километров от вулкана — в Гренландии, а также серные шипы, обнаруженные в ледяных кернах Антарктики.

Археологические данные также согласуются с этой датой, поскольку производство керамики в Сальвадоре внезапно прекратилось примерно в это время, причем пауза длилась от 100 до 150 лет.

Измеряя распространение тефры — обломков упавшей породы и вулканического мусора — ученые смогли смоделировать извержение. Как показала модель, в результате взрыва в атмосфере возник шлейф высотой 45 км, а пепел распространился на расстояние примерно 7000 км, в том числе до Гренландии. Согласно исследованию, более 2 миллионов квадратных километров Центральной Америки были покрыты пеплом.

Важно отметить, что это извержение произошло в ранний классический период (около 300−600 годы нашей эры), когда культура майя процветала во всей Центральной Америке. Извержение, хотя и было катастрофическим в местном масштабе, не повлияло на общины майя в других местах. Согласно исследованию, извержение «похоже, оказало серьезное воздействие только на население в пределах 80 км от вулкана».

Ранее НВ писал, что археологи доказали, что индейцы майя участвовали в жестоких военных конфликтах, во время которых они уничтожали города. Ученым удалось найти не только запись об уничтожении одного из городов, но и археологические доказательства боевых действий.

Доказательства представляют собой слой угля толщиной в дюйм на дне озера Лагуна-Эк-Нааб в Северной Гватемале: это признак сильного пожара близлежащего города Вицна и его окрестностей. Этот слой угля не похож на любой другой естественный пожар, зарегистрированный в осадке озера.

Угольный слой датируется периодом между 690 и 700 г. н.э., в середине классического периода цивилизации майя. Датировка этого слоя точно совпадает с датой — 21 мая 697 г. н.э. — некоего пожара, которая была записана на каменной стеле в соседнем городе Наранхо, жители которого враждовали с Вицна.

Этот один случай не доказывает, что майя вели тотальную войну в течение 650-летнего классического периода, говорят ученые, но это соответствует растущим свидетельствам воинственного поведения в течение этого периода: массовые захоронения, укрепленные города и большие постоянные армии.