Она шевелится! Ученые обнаружили следы геологической активности на Луне

5 мая 2020, 22:03
Цей матеріал також доступний українською

Геологи из США обнаружили намеки на тектоническую активность на ближней стороне Луны, которые, по их мнению, возникли недавно и могут даже продолжаться сегодня.

Они смогли идентифицировать много относительно свежих камней и валунов по всей поверхности Луны, что свидетельствует о недавнем тектоническом движении.

«Существует предположение, что Луна давно мертва, но мы продолжаем обнаруживать, что это не так. Луна все еще может скрипеть и трескаться — возможно, в настоящее время — и мы можем видеть доказательства в этих хребтах», — сказал планетарный геолог Питер Шульц из Университета Брауна.

Сейсмометры, размещенные на лунной поверхности астронавтами Аполлонов десятилетия назад, обнаруживали слабые лунные землетрясения глубоко под поверхностью и более мелкие тектонические землетрясения в коре. Геологи пришли к выводу, что глубокие землетрясения были результатом гравитационного взаимодействия с Землей.

Неглубокие лунные землетрясения было немного сложнее определить. По силе они напоминали землетрясения, но на Луне нет тектонических плит, подобных тем, что заставляет Землю содрогаться, поэтому подземные толчки не поддаются легкому объяснению.

Авторы новой работы изучали данные, полученные с прибора Diviner на борту Lunar Reconnaissance Orbiter, прибора, который измеряет температуру поверхности Луны. Поскольку горные породы, которые недавно появились на поверхности, сохраняют тепло более эффективно, чем поверхности, покрытые реголитом — грязью, пылью и обломками, — это можно использовать для обнаружения этих поверхностей в лунную ночь.

«Открытые блоки на поверхности имеют относительно короткий срок жизни, потому что накопление реголита происходит постоянно. Поэтому, когда мы их видим, должно быть какое-то объяснение того, как и почему они появились в определенных местах», — пояснил Шульц.

Исследователи проанализировали данные, собранные орбитальным космическим кораблем во время лунной ночи. Они определили более 500 открытых валунов, которые почти точно совпадали с глубокими, древними трещинами, обнаруженными в 2014 году, где когда-то находилась магма из недр Луны.

«Это почти однозначное соотношение. Это заставляет нас думать, что то, что мы видим, — это непрерывный процесс, управляемый вещами, которые происходят внутри Луны», — отмечают авторы работы.

Исследователи выдвинули теорию, согласно которой тектонические активности являются продолжающейся реакцией на удар, сформировавший гигантский кратер на спутнике Земли 4,2−4,3 млрд лет назад.

«Гигантские удары имеют длительные последствия. У Луны долгая память. То, что мы видим сегодня на поверхности, является свидетельством ее долгой памяти и секретов, которые она до сих пор хранит», — сказал Шульц.