11 июня, 08:03

Охота и война. Ученые выяснили, почему в истории человечества появилось гендерное неравенство

geograph.org.uk

Древние погребения рассказали о гендерном неравенстве

Испанские исследователи опубликовали амбициозное исследование первых проявлений гендерного неравенства в доисторической Иберии.

Исследователи из отдела предыстории и археологии в Университете Севильи изучили археологические свидетельства доисторических обществ в период неолита на Пиренейском полуострове с точки зрения пола, пишет EurekAlert!.

Согласно результатам их работы, которые касаются анализа с точки зрения биоархеологии и погребальной археологии, именно в неолите впервые появились гендерные различия, что означало доминирование мужчин в более поздние периоды истории.

Чтобы прийти к этим выводам, исследователи проанализировали две группы показателей. С одной стороны, условия жизни и демографические аспекты; и, с другой стороны, погребальные практики. В первой группе они изучали такие факторы, как демографическое соотношение мужчин и женщин, рацион питания, генетические данные, движения, наиболее распространенные заболевания и выявленные маркеры стресса.

Во втором они рассматривали такие данные, как тип захоронения, первичный или вторичный характер месторождения, если это было индивидуальное или коллективное захоронение, пространственная организация площадки, положение и ориентация тел, погребальные артефакты, которые были помещены в могилу.

Ученые пришли к выводу, что неравенство между мужчинами и женщинами в целом не было широко распространено в Иберии во время неолита. Однако постепенно возникали ситуации, которые указывают на доминирование мужчин над женщинами. Авторы указывают на четыре важных линии, в которых неравенство между мужчинами и женщинами можно исследовать в последовательные исторические периоды: их доступ к похоронным обрядам, материальные условия их существования, появление определенных социальных ролей для каждого из полов и растущая ассоциация мужчин с насилием.

Именно этот последний аспект наиболее очевиден в этом исследовании. Рисунки мужчин, которые охотятся и сражаются, не имеют аналогов в женских могилах. Поэтому авторы указывают на рождение идеологии, которая связывала мужчин с применением силы.

В этом смысле они подчеркивают, что создание различных ролей в зависимости от пола и других форм гендерного неравенства сыграло основополагающую роль в росте социальной сложности, и этот фактор не всегда был хорошо понят в предыдущих исследовательских проектах.

Выводы исследования означают археологическое подтверждение предложения антрополога Герды Лернер, которая в своей книге «Создание патриархата» выдвинула гипотезу о том, что именно неолитические общества стали свидетелями начала неравенства между мужчинами и женщинами.