Хранилище ДНК. Ученые смогли извлечь полный человеческий геном из древней жевательной резинки

24 декабря 2019, 08:02

Исследователи из Копенгагенского университета составили портрет древнего человека и микробов из его рта, проанализировав остатки ДНК в окаменевшей жвачке из березовой смолы.

По словам ученых, это новый неиспользованный источник древней ДНК, ведь впервые весь древний человеческий геном был извлечен из чего-либо, кроме человеческих костей.

Во время раскопок в Дании археологи обнаружили 5700-летний аналог жевательной резинки, которая была изготовлена из березовой смолы. В новом исследовании исследователи из Копенгагенского университета сумели извлечь из этого кусочка смолы полный древний геном человека.

«Потрясающе получить полный древний человеческий геном от чего-либо, кроме кости», — говорит доцент Ханнес Шредер из Копенгагенского университета, который возглавлял исследование.

«Более того, мы также извлекли ДНК микробов полости рта и нескольких важных человеческих патогенов, что делает смолу очень ценным источником древней ДНК, особенно для тех периодов времени, когда у нас нет человеческих останков», — добавляет Ханнес Шредер.

Основываясь на древнем геноме человека, исследователи смогли сказать, что березовую смолу жевала женщина. Она была генетически более тесно связана с охотниками-собирателями из материковой Европы, чем с теми, кто в то время жил в центральной Скандинавии. Они также обнаружили, что у нее, вероятно, была темная кожа, темные волосы и голубые глаза.

Березовая смола была найдена во время археологических раскопок в Зильтхольме на юге Дании. Раскопки проводятся музеем Лолланн-Фальстер в связи со строительством туннеля Фемарн.

«Зильтхольм совершенно уникален. Почти все запечатано в грязи, а это значит, что сохранение органических остатков абсолютно феноменально», — говорит Тейс Дженсен, который работал над исследованием для своей локторской диссертации, а также участвовал в раскопках в Зильтхольме.

«Это самый большой участок каменного века в Дании, и археологические находки позволяют предположить, что люди, которые занимали этот участок, интенсивно эксплуатировали дикие ресурсы в эпоху неолита, то есть периода, когда земледелие и домашние животные впервые были завезены в южную Скандинавию», — добавляет Тейс Дженсен.

Это отражено в результатах ДНК, поскольку исследователи также выявили следы ДНК растений и животных — особенно фундука и утки — которые могли быть частью рациона человека. Кроме того, исследователям удалось извлечь ДНК из нескольких микробиот, включая многие патогенные микроорганизмы.

Исследователи также обнаружили ДНК, которая может быть отнесена к вирусу Эпштейна-Барра, который, как известно, вызывает инфекционный мононуклеоз или железистую лихорадку.

Согласно Ханнесу Шредеру, древние «жевательные резинки» обладают огромным потенциалом в исследовании состава нашего наследственного микробиома и эволюции важных человеческих патогенов.