Теплее звезды. Ученые обнаружили удивительно горячую экзопланету

28 января 2020, 08:07

Планета KELT-9b, которая находится на расстоянии около 670 световых лет, настолько раскалена что в ее атмосфере расщепляются молекулы водорода.

Температура на ее дневной стороне может достигать 4600 K, что делает ее горячее, чем звезды спектрального класса M, и даже некоторые звезды спектрального класса K.

Исследователи обнаружили, что одна и та же сторона планеты всегда обращена к своей звезде. Это привело к том, что молекулы водорода расщепляются на куски, а затем перетекают на ночную сторону и снова преобразуются.

«Такая планета настолько экстремальна по температуре, что процессы там отличаются от множества других экзопланет», — сказала Меган Мэнсфилд, аспирант Чикагского университета и ведущий автор исследования.

Атмосфера KELT-9b перетекает из одной части планеты в другую. Скорость ветра на ней могла бы достигать 60 километров в секунду, но из-за распада молекул водорода этого не происходит.

Команда наблюдала за KELT-9b на космическом телескопе NASA Spitzer, который предназначен для обнаружения инфракрасного излучения. Обсерватория, которая была запущена в 2003 году, содержит высокочувствительные инструменты, позволяющие астрономам изучать области Вселенной, которые оптические телескопы не могут видеть. К ним относятся центры галактик и планетных систем, которые находятся в процессе формирования.

Это не первый случай, когда ученые обнаружили экстремальные процессы на KELT-9b. В прошлом году было опубликовано исследование, в котором указывалось, что атмосфера KELT-9b была настолько горячей, что она испаряла тяжелые металлы, такие как железо и титан.

То исследование впервые позволило обнаружить железо в атмосфере экзопланеты. Несмотря на то, что металл широко распространен во всей вселенной, он имеет высокую температуру плавления и, следовательно, обычно встречается не в виде газа.