Очень большой взрыв. Астрономы зафиксировали рекордный выброс энергии в истории Вселенной

28 февраля 2020, 22:01

Ученые, изучающие отдаленное галактическое скопление, уверяют, что обнаружили самый большой взрыв во Вселенной со времен Большого взрыва.

Взрыв произошел от сверхмассивной черной дыры в центре галактики на расстоянии в сотни миллионов световых лет. Он выпустил в пять раз больше энергии, чем предыдущий рекордсмен.

Профессор Мелани Джонстон-Холлитт из Университета Кертина Международного центра радиоастрономических исследований сказала, что это было событие чрезвычайно высоких энергий.

«Мы уже видели вспышки в центрах галактик, но эта действительно очень мощная. И мы не знаем, почему взрыв такой большой. Но это произошло очень медленно — как взрыв в замедленном движении, который произошел на протяжении сотен миллионов лет», — сказала она.

Взрыв произошел в скоплении галактики Змееносца, на расстоянии около 390 млн световых лет от Земли. Он был настолько мощным, что пробил полость в плазме кластера — огромном массиве очень горячего газа, который окружает черную дыру.

Ведущий автор исследования доктор Симона Джацинтуччи из военно-морской исследовательской лаборатории в Соединенных Штатах, сказала, что взрыв был похож на извержение горы Сент-Хеленс в 1980 году, когда сорвало вершину с этой горы.

Профессор Джонстон-Холлитт сказала, что полость в кластерной плазме была видна ранее с помощью рентгеновских телескопов. Но ученые изначально отвергли идею о том, что это могло быть вызвано взрывом энергии, потому что он был бы слишком большим.

«Люди скептически относились к размеру вспышки. Но это действительно так. Вселенная — странное место», — сказала она.

Источников взрыва стала черная дыра, расположенная в центре одной из галактик. С помощью четырех телескопов (рентгеновской обсерватории Чандра, XMM-Ньютон, MWA и Metrewave (GMRT)) астрономы выяснили, что взрыв был примерно в пять раз мощнее предыдущего рекордного события такого рода. Причину взрыва ученым еще предстоит выяснить.