Древнее Солнца. В метеорите нашли самый старый материал на Земле

14 января 2020, 08:05

В метеорите, который упал пятьдесят лет назад в Австралии, ученые обнаружили звездную пыль, которая образовалась 5−7 млрд лет назад.

Ученые отмечают, что это самый старый твердый материал, когда-либо найденный на Земле. В это время еще не существовало Солнечной системы.

«Это одно из самых захватывающих исследований, над которым я работал. Нам удалось найти древнейшее из известных твердых веществ на нашей планете, которое рассказывает нам о том, как в нашей галактике образовались звезды», — рассказывает Филипп Хек, ведущий автор исследования из Чикагского университета.

Материалы, которые Хек и его коллеги исследовали, называются пресолярными зернами-минералами, образовавшимися до рождения Солнца. «Это твердые образцы звезд, настоящая звездная пыль», — говорит Хек. Эти частицы звездной пыли оказались в ловушке в метеоритах, где они оставались неизменными в течение миллиардов лет, превращая их в капсулы времени.

Такие пресолярные зерна трудно найти. Они редки, встречаются только примерно в пяти процентах метеоритов, которые упали на Землю, и они крошечные — сотня самых больших из них соответствуют типографской точке в конце этого предложения.

Но некоторое количество этих пресолярных зерен, то есть твердых частиц, образовавшихся до рождения Солнца, попало в ловушку в Мурчисонском метеорите, который упал в Австралии в 1969 году. Они оставались неизменными на протяжении миллиардов лет и в конечном итоге были «доставлены» на Землю.

«Все начинается с дробления фрагментов метеорита в порошок, в результате которого получается своего рода паста, с запахом гнилого арахисового масла. Затем эта масса растворяется в кислоте до тех пор, пока не останутся только пресолярные зерна. Это похоже на сжигание стога сена с целью найти иголку», — объясняют ученые.

После того, как пресолярные зерна были выделены, исследователи выяснили их возраст.

«Для этого мы использовали данные о времени воздействия на зерна космических лучей, которые представляют собой потоки частиц высокой энергии, летящих через нашу галактику и проникающих в твердое вещество, — объясняет Хек. — При взаимодействии с этими лучами образуются новые элементы, и чем дольше зерна экспонируются, тем больше этих элементов в них образуется».

Большинство предсолярных зерен имели возраст от 4,6 до 4,9 миллиардов лет, но некоторые были существенно старше — до 5,5 миллиардов лет. Для контекста, нашему Солнцу 4,6 миллиарда лет, а Земле 4,5 миллиарда.

«Это самые старые твердые материалы из когда-либо найденных, и они рассказывают нам о том, как в нашей галактике образовались звезды», — отмечает Хек.