На Мадагаскаре нашли предка динозавров — каким он был

7 июля 2020, 09:55

Крошечное существо, которое жило на Мадагаскаре примерно 237 млн лет назад принадлежало к древней группе Ornithodira: последнему общему предку всех динозавров и птерозавров.

Животное назвали Kongonaphon kely, что означает «крошечный убийца насекомых». Судя по костям, которые нашли американские ученые, оно было размером с кофейную чашку.

«Существует общее восприятие динозавров как гигантов. Но это новое животное очень близко к расхождению динозавров и птерозавров, и оно поразительно мало», — говорит палеонтолог Кристиан Каммерер из Музея естественных наук Северной Каролины.

Как такие колоссальные существа эволюционировали из такого скромного малыша? Ответ никогда не был полностью ясен, так как сравнительно немного образцов Ornithodira были найдены и изучены. Вот почему старые кости Kongonaphon kely так важны. Они были впервые обнаружены во время полевых работ на юго-западе Мадагаскара вместе с останками сотен других древних образцов еще в 1998 году.

«Прошло некоторое время, прежде чем мы смогли сосредоточиться на этих костях, но как только мы это сделали, стало ясно, что у нас есть что-то уникальное и стоит присмотреться», — говорит палеонтолог Джон Флинн из Американского музея естественной истории.

До этого считалось, что у всех ранних архозавров — более крупной группы рептилий, в которую входили птицы, крокодилы, нептичьи динозавры и птерозавры, включая Ornithodira, размер тела сначала был примерно одинаковым, а затем началось увеличение в размерах. Теперь понятно, что наряду с укрупнением, некоторые представители эволюционировали в сторону уменьшения.

«Хотя динозавры и гигантизм практически являются синонимами, анализ эволюции размеров тела у динозавров и других архозавров показывает, что самые ранние расходящиеся члены группы могли быть меньше, чем считалось ранее, и что глубокая миниатюризация произошла у основания линии», — пишет команда в новой статье.

Добавим, недавно ученые установили, что найденные на юго-западе Китая следы, которые напоминали следы кур, оказались отпечатками лап динозавров, обитавших здесь 190 млн лет назад.

После тщательного исследования ученые из Китайского университета геологических наук в Пекине с коллегами местных профильных ведомств отнесли находку к группе Kayentapus, то есть к следам относительно больших хищных динозавров раннего юрского периода.

Были обнаружены всего 46 таких следов, которые, как полагают палеонтологи, оставили хищные динозавры в процессе бега. Следы являются одними из наиболее хорошо сохранившихся в своем роде во всей Азии.

Согласно отчету Чунцинского бюро планирования и природных ресурсов, следы «куриных лапок», вероятно, были сделаны синозавром (Sinosaurus). Он был хищным динозавром, который, как полагают ученые, мог вырасти до максимальной высоты 5,6 метра и весил около 500 кг. По словам исследователей, образец, который оставил свои следы на участке Гелешан, имел высоту не менее 17 футов (5,4 метра).