С тремя Солнцами. Астрономы нашли самую необычную планету во Вселенной

5 сентября 2020, 06:41

Ученые обнаружили следы молодой планеты в системе из трех звезд, расположенной в созвездии Ориона. Эта планета может стать единственной в своем роде за всю историю наблюдений.

Ранее ученые обнаружили в созвездии Ориона звездную систему GW Orionis, которая состоит из двух звезд, вращающихся вокруг друг друга в центре, и третьей звезды, которая вращается вокруг них на расстоянии в несколько сотен миллионов километров.

Характерным отличием этой системы стали три яркие кольца планетообразующей пыли. Новое исследование подтверждает следы существования молодой планеты внутри этих колец.

Астрономы пришли к такому выводу, анализируя состояния колец в системе GW Orionis. «Мы думаем, что присутствие планеты, вероятно, образовало пылевую прослойку и сломало протопланетный диск в месте, где встречаются внутреннее и внешние кольца системы», — заявили авторы работы.

Проблема в том, что большинство звездных систем являются бинарными, то есть состоят из двух звезд. Некоторые исследования предполагают, что даже у Солнца когда-то был компаньон.

И если сейчас каждая планета в Солнечной системе находится внутри одного диска из газа и пыли, вращающегося вокруг Солнца, вероятная планета в GW Orionis не совпадает с орбитой ни одной из трех звезд.

Иными словами, все протопланетные кольца в этой необычной звездной системе смещены относительно гравитационного центра их звезд, а одно из них даже лежит в отдельной плоскости, пересекая два других кольца по диагонали.

Ученые заявили, что внутреннее кольцо в GW Orionis содержит достаточно пыли для того, чтобы создать 30 планет, похожих на Землю, и именно это может быть доказательством существования там планеты.

Если дальнейшие наблюдения подтвердят существование этой планеты — она станет первой в истории космических исследований, которая вращается вокруг трех своих звезд.

Правда, даже если эта планета и существует, — на ней не будет видно сразу нескольких горизонтов от свечения звезд, поскольку эти звезды расположены на расстоянии как минимум в 46 астрономических единиц (а.е.) от нее. К сравнению, расстояние от Нептуна до Солнца составляет 30 а.е.

Пару недель назад ученые из Гарварда опубликовали результаты своей работы, согласно которым, у Солнца существовал двойник, — две звезды якобы сформировались вместе из одного и того же облака молекулярного газа.

Ученые заявили, что существование двойной звездной системы в начале развития Солнца может объяснить формирование облака Оорта, — гипотетической области вокруг Солнечной системы, в которой расположены долгопериодические кометы.

Дело в том, что размеры облака Оорта являются несоизмеримыми с массой Солнца, поэтому у исследователей есть вопросы к этой теории. Но существование двойной звезды могло бы объяснить, почему облако вышло таким большим.

«Предыдущие модели не могли объяснить соотношение рассеянных дисковых объектов и объектов внешнего облака Оорта. Бинарная модель предлагает значительные улучшения и уточнения, которые в ретроспективе кажутся очевидными: большинство подобных Солнцу звезд рождаются со своими бинарными компаньонами», — заявили ученые из Гарварда.