Древнейшая жизнь. Биологи воскресили микробов, которые более 100 млн лет находились под дном Тихого океана

29 июля 2020, 15:09

Ученые из Японии и США смогли «разбудить» микроорганизмы, которые более 100 млн лет находились в необитаемой среде на глубине около шести километров под поверхность Тихого океана.

Эволюция жизни на Земле за последние несколько миллиардов лет доказала, что разные виды организмов могут приспосабливаться к самой экстремальной среде обитания.

Мало того, некоторые из этих организмов можно восстанавливать даже через десятки миллионов лет.

Это недавно подтвердили микробиологи из США и Японии, которые обнаружили древние микроорганизмы в необитаемой среде под дном Тихого океана.

После нескольких экспедиций в 2010-м, ученые проанализировали осадочную породу на глубине 75 метров под дном океана или около шести километров под его поверхностью в Южном Тихоокеанском круговороте между Австралией и Африкой.

Оказалось, что на протяжении более 100 млн лет в этой породе были микроорганизмы.

Несмотря на огромное давление воды, почти полное отсутствия питательных веществ и кислорода, ученые смогли восстановить метаболизм микробов и вернуть их к жизни.

Для этого нужно было обеспечить микроорганизмы кислородом, а также питательными субстратами из углерода и азота.

Разные виды микробов восстанавливались через несколько дней, недель и месяцев.

«Сперва мы были настроены скептически, но, оказалось, что до 99,1% микробов в отложениях, осевших 101,5 млн лет назад, были еще живы и были готовы к поглощению питательных веществ», — заявили авторы открытия.

После инкубации ученые разделили микроорганизмы на несколько групп, в зависимости от генов. Биологи сообщили, что некоторые микробы выросли в четыре раза за 68 дней после того, как их обеспечили кислородом и питательными веществами.

«Это показывает, что нет никаких ограничений для жизни в старом осадке мирового океана. В самом старом осадке, который мы пробурили, с наименьшим количеством пищи, все еще есть живые организмы, и они могут просыпаться, расти и размножаться», — пишут исследователи.

Как уже писал НВ, в начале апреля 2020-го группа исследователей из Университета Токио заявила, что в твердых породах на глубине около 120 метров под дном океана плотность одноклеточных бактерий примерно равна плотности бактерий в кишечнике человека.

Авторы работы предполагают, что аналогичные микроскопические формы жизни могут существовать и в похожих структурах на Марсе, ссылаясь на предыдущие заявления NASA об органических материалах в древних горных породах, которые обнаружил ровер Curiosity.

Ученые заявили, что морское дно на Земле похоже на современную поверхность Марса, — они представляют богатую железом среду с базальтовой породой, низкой температурой, низким уровнем щелочи и средней соленостью.