Космический прорыв. Ученые обнаружили в метеоритах сверхпроводящие материалы

25 марта 2020, 08:05

Ученые впервые обнаружили природные сверхпроводящие материалы во внеземных объектах, найдя сверхпроводящие зерна в двух отдельных метеоритах.

Новое открытие является очередным подтверждением того, что метеориты — это гораздо больше, чем космический мусор, падающий с неба.

Недавние исследования доказали, что метеориты могли доставлять на Землю различные комбинации внеземных белков, минералов, с которыми мы никогда не сталкивались, и материалов, более старых, чем сама Солнечная система. Но с внеземными веществами, которые демонстрируют эффект сверхпроводимости, ученые ранее не сталкивались.

Сверхпроводимость — это набор физических свойств, которые обеспечивают «идеальную» электропроводность материала, что означает, что все электрические сопротивления внутри материала исчезают. Это ценное явление невероятно редко встречается в природных материалах на Земле.

Исследователи говорят, что в космосе все может быть иначе: экстремальные условия в космосе создают экзотические материальные фазы, невидимые на Земле, благодаря астрономическим событиям, которые могут вызвать невероятно высокие температуры и чрезвычайно высокое давление.

Поэтому метеориты могут быть хорошими кандидатами для поиска естественно сформированных сверхпроводящих материалов. Единственная проблема заключается в том, что предыдущие поиски никогда не идентифицировали такие сверхпроводящие соединения.

В новом исследовании, проведенном исследователями из Калифорнийского университета в Сан-Диего, ученые исследовали фрагменты из 15 различных метеоритов, используя метод, называемый микроволновой спектроскопией с модуляцией магнитного поля, для обнаружения следов сверхпроводимости внутри образцов.

Мельчайшие сверхпроводимые зерна обнаружились в железном метеорите, упавшем в Австралии в 1911 году, и в редком урейлитовом метеорите GRA 95 205, который нашли в Антарктиде четверть века назад. По данным анализов, это сплавы свинца, индия и олова.

«Встречающиеся в природе сверхпроводящие материалы необычны, но они особенно важны, потому что эти материалы могут быть сверхпроводящими во внеземных средах», — говорит физик и ученый-нанотехнолог ученый Джеймс Уэмплер.

Тот факт, что эти сверхпроводящие зерна были обнаружены в двух отдельных метеоритах — при такой небольшой выборке космических горных пород — означает, что большее количество этих сверхпроводящих фазовых материалов, вероятно, будет существовать в астрономических средах.

«Сверхпроводящие частицы в холодных областях космоса могут влиять на структуру звездных объектов», — пишут авторы работы.