Есть нюанс. Соцсети могут тормозить развитие памяти и речи у подростков

21 октября, 10:00
Сделать резюме статьи:
ChatGPT ChatGPT
Среднестатистический ребенок дошкольного возраста проводит перед экранами около 5,5 часов в день, не считая времени, отведенного на учебу (Фото: unsplash)

Среднестатистический ребенок дошкольного возраста проводит перед экранами около 5,5 часов в день, не считая времени, отведенного на учебу (Фото: unsplash)

Активное пользование социальными сетями может быть связано со снижением когнитивных способностей у подростков. К такому выводу пришли ученые в большом исследовании, опубликованном в журнале JAMA, которое охватило 6554 детей в возрасте от 9 до 13 лет.

Выяснилось, что те, кто проводил больше времени в соцсетях, демонстрировали худшие результаты в тестах на чтение вслух, словарный запас и память.

Среднестатистический ребенок дошкольного возраста проводит перед экранами около 5,5 часов в день, не считая времени, отведенного на учебу. Значительную часть этого времени дети проводят именно в социальных сетях — создавая контент или просматривая посты других пользователей.

Реклама

В отличие от пассивного потребления контента, например просмотр телевизора, соцсети требуют постоянной активности — листания, комментирования, реагирования на сообщения. Это непрерывно нагружает мозговые центры, ответственные за обработку информации и принятие решений, создавая своеобразный «когнитивный шум».

Ранее ученые уже связывали зависимость от соцсетей с повышенным риском тревожных и депрессивных расстройств у молодежи, но влияние на когнитивные функции оставалось менее изученным. Чтобы выяснить это взаимодействие, команда исследователей использовала данные долгосрочного проекта ABCD (Adolescent Brain Cognitive Development), который наблюдает за развитием мозга более 11 тысяч детей в США.

Участников разделили на три группы: те, кто не пользовался соцсетями или делал это изредка (57,6%), пользовался умеренно (36,6%) и активно пользовался (5,8%). Затем детям провели серию когнитивных тестов по системе NIH Toolbox Cognition Battery, оценивающей память, речь, скорость мышления и словарный запас.

Результаты показали четкую тенденцию: чем больше времени подростки проводили в соцсетях, тем хуже они справлялись с заданиями. Самые низкие показатели зафиксировали у группы с высокой онлайн-активностью, особенно в тестах на запоминание и речевое развитие.

Авторы отмечают, что исследование было наблюдательным, поэтому оно не доказывает причинно-следственную связь. В то же время полученные данные усиливают аргументы в пользу возрастных ограничений для пользования социальными сетями и необходимости дальнейших исследований механизмов влияния цифровых платформ на мозг детей.

Показать ещё новости