Непостоянная постоянная Хаббла. Ученые смогли рассчитать коэффициент, который ответит, какой на самом деле является наша Вселенная

23 мая 2021, 07:03

Постоянная Хаббла — недостающее звено, которого исследователям не хватает, чтобы определить размеры нашей Вселенной, а также скорость ее расширения. Даже за то время, что вы чистите зубы, наш мир становится больше — однако ученые никак не могли договориться, насколько именно.

За расчет этого показателя отвечает постоянная Хаббла. На самом деле она не такая уж и постоянная — ученые постоянно ее уточняют и пересчитывают, из-за чего определить точную скорость расширения Вселенной пока что невозможно.

Основу для закона Хаббла в свое время заложил другой астрофизик — Артур Эддингтон. Он установил, что расширение Вселенной можно проследить по астрономическим объектам, которые ее окружают: чем дальше космическое тело находится от нас, тем большей будет его относительная скорость. Смысл термина «постоянная» на самом деле означает только что, что в каждый данный момент времени это число одинаково.

До августа 2019-го исследователи сошлись на том, что постоянная Хаббла составляет 67,4 (км/с)/мегапарсек (один парсек = 3,26 световых лет или 30,8 трлн км). Это означает, что скорость, с которой другие галактики отдаляются от Земли, растет на 67 км/с каждые 30,8 трлн км.

Ученые выяснили это при помощи измерений колебаний, которые создавал свет, проходящий через плазму еще до появления первых звезд. Однако затем астрофизики, работающие с данными телескопа Hubble, изучили экстремальные взрывы и другие события, связанные с окончанием жизни звезд. Таким образом они пересчитали этот коэффициент и определили, что он составляет 73,4 (км/с)/мегапарсек. И так происходит уже давно — ученые постоянно исправляют и уточняют данные друг друга, не ставя в этом вопросе окончательную точку. Это несоответствие получило название напряжение Хаббла.

Недавно международная группа ученых пришла к выводу, что постоянная Хаббла на самом деле действительно является непостоянной. То есть она меняется не из-за того, что ученые по-разному ее высчитывают, а просто потому, что в разные периоды своего развития Вселенная расширялась с разной скоростью. Получается, исчезает сама суть термина «постоянная». Свою работу они опубликовали в журнале Astrophysical Journal.