Почти Будда. Генетики создали жука с третьим глазом

14 ноября 2017, 20:58
Цей матеріал також доступний українською
Исследователи из Индианы генетически модифицировали жука, добавив ему третий функциональный глаз, прямо в середине его лба

К развитию сложного органа привело подавление одного единственного гена, отмечает Science Alert.

Исследователи под руководством Эдуардо Заттары экспериментировали с двумя видами жуков семейства пластинчатоусых. Сначала ученые определили совокупность генов, отвечающих за формирование зрения. Затем в ходе экспериментов на мушках-дрозофилах были найдены гены, которые не изменялись при мутациях.

Их оказалось немного, и постепенно биологи выяснили, как, подавляя или стимулируя работу этих генов, можно влиять на структуру организма. В частности, было обнаружено, что ген Pax6/eyeless может провоцировать появление дополнительных глаз. Проблема состояла в том, что новые глаза изначально не соединялись с мозгом насекомых, и потому были бесполезны. Однако позже генетикам удалось скорректировать развитие жуков на личиночной стадии и были получены жуки-мутанты с тремя функционирующими глазами.

Исследователи заблокировали работу лишь одного гена, который отвечал за формирование головы. В результате новый глаз у жуков образовался между пары глаз. Он был образован теми же типами клеток, что и остальные глаза, имеет такое же строение и так же реагирует на раздражители. Даже после удаления "обычных" глаз модифицированные жуки продолжали реагировать на свет, явно различая его с помощью нового органа.

"Мы были поражены тем, что выключенный ген может не только отключить развитие рогов и основных областей головы, но и вызвать развитие очень сложных структур, таких как сложные глаза на новом месте", - отметил Заттара.

Необычное исследование может помочь понять, как органы развиваются и становятся частью тела. А это знание, в свою очередь, может оказаться полезным при разработке искусственных выращенных в лаборатории органов, как для научно-исследовательских, так и для медицинских целей.