Три ингредиента пластика связали с сотнями тысяч смертей по всей планете. Они точно есть у вас дома

1 января 2025, 19:15

Новое масштабное исследование выявило связь трех химических веществ, которые содержатся во многих повседневных бытовых предметах, с миллионами случаев сердечных заболеваний, инсультов и смертей в течение многих лет.

Международная группа ученых объединила результаты более 1700 имеющихся исследований, проведенных в 38 разных странах и изучавших связь между воздействием на людей химических веществ и определенными проблемами со здоровьем. Эта работа обнаружила, что 5,4 миллиона случаев ишемической болезни сердца и 346 000 случаев инсульта в 2015 году могли быть связаны с воздействием BPA (бисфенол А). Это свидетельствует о том, что BPA может быть связан с 431 000 смертей. Бисфенол А используют для получения изделий из пластмассы, включая пластиковые упаковки для пищевых продуктов и напитков, линзы для очков и тому подобное.

Реклама

Также в причинении серьезных проблем со здоровьем подозревают DEHP (диоктилфталат) и PBDE (полибромированные дифениловые эфиры). DEHP присутствует в гибком пластике садовых шлангов, шторок для душа, медицинских трубок и синтетической кожи. PBDE присутствуют в электронике, автомобильных деталях, самолетах и определенных текстильных изделиях. Они могут попасть в ваше тело путем вдыхания, через кожу или вместе с пищей. Новое исследование показало, что 164 000 смертей во всем мире могут быть связаны с воздействием DEHP. Экономические потери при этом оценивают в 398 миллиардов долларов США. 

По оценке исследователей, в целом из-за потерь здоровья, связанных с этими тремя веществами, нации теряют покупательную способность, эквивалентную 1 триллиону долларов США.

«Причина, по которой мы дали количественную оценку этих последствий для здоровья, заключалась в том, что мы хотели сосредоточиться на ущербе, связанном с тремя лучше всего изученными химическими веществами в пластмассах, и оценить влияние в как можно большем количестве стран», — говорит Морин Кроппер, экономист из Университета Мэриленд, участвовавший в исследовании.

Как отмечает ScienceAlert, ученые считают, что результаты исследования являются достаточно тревожными, чтобы это побудило к глобальным действиям и более жесткой регуляции. Но критики говорят, что все еще нужны убедительные доказательства того, что именно эти химические вещества являются настоящей причиной. Все оценки в исследовании в значительной степени опираются на данные имеющихся обсервационных исследований, что затрудняет подтверждение причинной связи. Некоторые несвязанные факторы могут увеличить воздействие химикатов на людей, а также провоцировать проблемы со здоровьем — например, диета с высоким содержанием фаст-фуда.

Показать ещё новости