Дальние родственники. На Мадагаскаре обнаружили одного из самых маленьких приматов в мире

31 июля 2020, 08:07

В тропических лесах северо-восточного Мадагаскара был обнаружен новый вид мышиного лемура, размеры которого не превышают 26 см.

Французские исследователи с коллегами из Германии, США, Португалии и Мадагаскара полагают, что этот вид находится под угрозой исчезновения из-за вырубки лесов.

Мадагаскар является одной из главных точек биоразнообразия в мире, а лемуры — это эндемичная группа приматов острова. Сегодня признано более 100 видов лемуров, составляющих около одной пятой всех живых приматов на Земле. Однако полная степень разнообразия видов лемуров еще не полностью известна, поскольку некоторые районы на Мадагаскаре все еще плохо изучены.

Среди наиболее распространенных и адаптируемых лемуров — мышиные лемуры — мелкие, всеядные ночные приматы рода Microcebus. Эти существа можно найти во всех регионах Мадагаскара, где есть леса.

У мышиных лемуров общая длина головы, тела и хвоста обычно менее 27 см, что делает их самыми маленькими из приматов. Первые два вида были открыты почти три десятилетия назад, а сейчас этот род включает 25 видов, в основном диагностированных по данным ДНК.

«Многие из новых обнаруженных видов были описаны на основе нескольких генетических маркеров, и некоторые ученые подвергли критике инфляцию видов, ставя под сомнение существование почти половины современных видов, но не ставя под сомнение риски исчезновения», — сказал соавтор открытия доктор Лоунес Чихи, научный сотрудник Университета Поля Сабатье в Тулузе.

В ходе исследования доктор Чихи и его коллеги обследовали сообщества лемуров в пяти различных местах на северо-востоке Мадагаскара, измеряя различные морфологические параметры для 123 особей.

«Мы продемонстрировали, что некоторые из этих особей принадлежат к разнородной линии, разновидности, никогда не описанной ранее», — сказал доктор Чихи.

Вид был назван мышиным лемуром Ионы (Microcebus jonahi) в честь приматолога профессора Ионы Ратсимбазафи, который посвятил жизнь работе по сохранению лемуров на родном острове Мадагаскар.

Новооткрытый вид — один из самых маленьких приматов в мире — его размер составляет около 26 см от носа до хвоста, а его масса составляет всего 60 граммов. Они покрыты густым и плотным рыжевато-коричневатым мехом, нижняя сторона тела светлее верхней. Между самцами и самками нет значимых внешних различий. От самого похожего вида, мышиного лемура Макартура (Microcebus macarthurii), мышиный лемур Ионы отличается более длинным телом в сочетании с более коротким хвостом, широкими ушами и короткой головой.

Мышиный лемур Ионы обитает в тропических лесах в небольшом регионе на северо-востоке Мадагаскара. Из 25 пойманных особей шесть были пойманы в почти нетронутом лесу с довольно сплошным пологом, а пять — в сильно деградировавших лесах с прерывистым покровом.

«Утрата естественной среды обитания и постоянные изменения в землепользовании в регионе приводят к изоляции небольших групп животных, что способствует их исчезновению», — подчеркнули биологи.

Ранее НВ писал, что в 2018 году американские ученые открыли новый вид карликовых лемуров, которые обитают на острове Мадагаскар. Животное получило название Cheirogaleus grovesi — карликовый лемур Гровса.

Свое название открытый вид получил в честь австралийского ученого Колина Гровса, который 40 лет посвятил изучению приматов. Длина тела Cheirogaleus grovesi составляет 17 см, длина хвоста — 28 см. Как и у других лемуров, у него большие милые глаза и сильные цепкие пальцы. Эти лемуры обитают в юго-восточной части острова.

Открыть новый вид удалось благодаря ДНК-анализу. Дело в том, что многие виды лемуров очень похожи внешне, поэтому анализ генома является самым надежным способом определения вида. В ходе исследования ученые сравнили новые образцы ДНК с собранными в 2014—2015 годах.

«То, что продолжаются открытия новых видов приматов в оставшихся диких местах Мадагаскара подчеркивает необходимость защиты этой среды обитания от вторжений со стороны человека», — отметили ученые в своей статье.