Красивые. В Норвегии описали новый вид ос

7 апреля 2021, 11:50

Новый вид ос-блестянок был обнаружен в дюнах на полуострове Лист в норвежском муниципалитете Фарсунн.

Животное признали новым видом после изучения единственного экземпяра в коллекции.

«Обычно мы отличаем насекомых друг от друга по внешнему виду, но осы-блестянки настолько похожи друг на друга, что это затрудняет задачу», — говорит Фроде Эдегаард.

Эдегаард — исследователь насекомых в университетском музее NTNU (Норвежского университета науки и технологий) и член европейской исследовательской группы, которая теперь внесла свой вклад в изучение биоразнообразия. Новый вид очень редок, и на полуострове Лист в графстве Агдер в Норвегии был обнаружен только один экземпляр.

Более 200 лет исследователи насекомых изо всех сил пытались отсортировать ос-блестянок по нужным «ящикам» и определить, какие характеристики являются вариациями внутри вида, а какие — видоспецифическими различиями. За последние 10 лет штрих-кодирование ДНК привело к серьезному прорыву, сделав возможным отличать разные виды ос, глядя на различия в их генетическом материале.

«Но это не всегда так просто. В этом случае у нас были две осы-блестянки с микроскопическими различиями во внешнем виде и очень небольшими различиями в ДНК. Следующим шагом было изучение языка каждой из ос, чтобы выяснить, принадлежат ли они к разным видам», — говорит Эдегаард.

Насекомые общаются друг с другом с помощью феромонов — другими словами, у них есть химический язык. Очень близкородственные виды часто имеют совершенно разные языки, чтобы не допустить скрещивания.

Осы-блестянки — паразиты, а это значит, что они ведут себя как кукушки и откладывают яйца в гнезда других пчел и ос. Личинки быстро растут и вылупляются раньше яиц хозяина. Затем они поедают яйца, личинок и корм, который хозяин устроил в гнезде.

«Когда вы являетесь паразитом, важно, чтобы вас не обнаружили, поэтому оса-кукушка также выучила язык своего хозяина», — говорит Эдегаард.

Исследователи смогли обнаружить, что две почти одинаковые осы-блестянки действительно принадлежали к разным видам. Они используют разные феромоны — а это значит, что они также говорят на совершенно разных языках.

«Эволюционное развитие, связанное с размножением другого вида, происходит очень быстро. Вот почему у вас может быть два вида, которые действительно похожи генетически, но при этом принадлежат к разным видам», — говорит Эдегаард.

Когда описывается новый вид, ему нужно дать имя, и Фроде Эдегаарду посчастливилось дать имя этому насекомому.

«Как уже упоминалось, новая оса очень похожа на другой вид под названием Chrysis brevitarsis, поэтому новый вид был назван Chrysis parabrevitarsis, что означает» тот, кто стоит рядом с brevitarsis", — отметил ученый.

Эдегаард также дал этому виду норвежское название sporegullveps.

Ранее НВ писал, что недавно в горах Бейл на юге центральной части Эфиопии, которые считаются уникальным центром распространения редких растений и животных, нашли новый вид хамелеонов.

Зоологи Тор Коппец и Бенджамин Випфлер из Исследовательского музея Александра Кенига в Бонне, и Петр Нечас из Чешской Республики описали новый вид, который они назвали Trioceros wolfgangboehmei.

Когда Тор Коппеч и его коллеги обнаружили новый вид на северных склонах гор Бейл, уже было описано два вида хамелеонов Trioceros, которые, как известно, обитают только в регионе Бейл.

Имя животного, Trioceros wolfgangboehmei, отмечает научную работу Вольфганга Беме, старшего герпетолога Зоологического исследовательского музея Александра Кенига в Бонне, а также его страсть к хамелеонам и другим рептилиям.