Смертельное оружие. В Чили открыли новый вид динозавра с «убийственным» хвостом

2 декабря 2021, 16:00
У динозавра был необычный хвост (Фото:Lucas Jaymez/@dinoesculturas)

Палеонтологи обнаружили на юге Чили останки «очень странного» анкилозавра, у которого был смертельно опасный хвост, не такой, как у других известных динозавров.

Небольшой бронированный динозавр из рода анкилозавров обитал на Земле в конце мелового периода, а на его хвосте были пластины, напоминающие лезвия.

«Хвост выглядел бы как меч; он такой плоский. Он немного напоминал ацтекский меч под названием макуауитль», — сказал соруководитель исследования Александр Варгас, палеонтолог позвоночных с факультета биологии Чилийского университета.

Останки динозавра не только показывают необычный хвост, но и рассказывают ранее неизвестную историю об эволюции анкилозавров: распад суперконтинента Пангея в юрский период (от 201,3 млн до 145 млн лет назад) привел к огромным различиям между анкилозаврами северного суперконтинента Лавразия и южного суперконтинента Гондвана, как и этот недавно обнаруженный вид, Stegouros elengassen.

Stegouros в переводе с греческого означает «покрытохвостый», а «elenggassen» происходит от Aonikenk — так на языке коренных жителей Патагонии называется мифологический зверь в доспехах.

Палеонтологи обнаружили S. elengassen в породах мелового периода возрастом от 71,7 до 74,9 млн лет назад. Скелет сохранился примерно на 80 процентов, в основном — его нижняя часть. Животное умерло у реки, возможно, в зыбучих песках, что объясняет, почему его нижняя половина так хорошо сохранилась, хотя это всего лишь предположение.

По словам Серджио Сото Акуньи, ведущего автора исследования из Чилийского университета, хвост этого панцирного динозавра представлял собой мощное оружие. С его помощью анкилозавр защищался от врагов.

Хвост животного состоял из семи парных больших и уплощенных остеодерм. По словам Александра Варгаса, первые две пары находятся рядом с телом, а следующие пять пар слиты в одно плоское мощное оружие.

Этот уникальный по строению хвост похож на хвост гремучей змеи или шипастой ящерицы. Но, в отличие от них, у динозавра в хвосте под чешуей были кости. Больше всего этот хвост напоминает хвост глиптодона — гигантского предка броненосцев, вымершего 12 тыс. лет назад.

«Мы все знаем хвостовые булавы, мы все знаем хвостовой хребет, но это новая линия… линия Южного полушария, в результате которой появился третий вариант подобного оружия на хвосте», — сказал Варгас.

По словам Мэтта Ламанна, палеонтолога позвоночных из Музея естественной истории Карнеги в Питтсбурге, который не участвовал в исследовании, «это просто исключительный материал и действительно неожиданный динозавр».

Ранее НВ писал, что группа международных исследователей из Канады, Колумбии и Германии обнаружила в Южной Америке новый вид вымерших морских рептилий мелового периода.

Образец, великолепно сохранившийся череп метровой длины, приналдлежал одному из последних выживших ихтиозавров, которые были немного похожи на рыбу-меч.

«У этого животного появились уникальные зубы, которые позволили ему есть крупную добычу», — говорит Ханс Ларссон, директор музея Редпат в Университете Макгилла в Канаде.

«В то время как у других ихтиозавров были маленькие зубы одинакового размера для кормления мелкой добычей, этот новый вид изменил размер и расстояние между зубами, чтобы создать арсенал зубов для уничтожения крупной добычи, такой как большая рыба и другие морские рептилии», — отметил ученый.