Уходили от первых людей. В Италии обнаружили зуб одного из последних местных неандертальцев

21 сентября 2020, 08:03
Цей матеріал також доступний українською

Молочный зуб, который нашли в окрестностях местечка Рипаро дель Бройон в регионе Венето, свидетельствует об одном из последних неандертальцев в Италии.

Этот маленький клык принадлежал ребенку от 11 до 12 лет, который жил в этом районе около 48000 лет назад. Это самая последняя находка неандертальцев в Северной Италии, подчеркнули авторы открытия.

«Эта работа — на стыке между различными дисциплинами и специализациями. Доисторическая полевая археология с высоким разрешением позволила нам найти зуб, затем мы применили виртуальные подходы к анализу его формы, генома и его радиометрического профиля. После этого процесса мы смогли идентифицировать этот зуб как принадлежащий ребенку. Это был один из последних неандертальцев в Италии», — говорит Маттео Романдини, ведущий автор исследования и исследователь из Болонского университета.

Генетический анализ показывает, что владелец зуба, найденного в Венето, был родственником неандертальцев, которые жили в Бельгии. Это делает этот участок в Венето ключевым местом для понимания постепенного исчезновения неандертальцев в Европе.

«Этот маленький зуб чрезвычайно важен. Это еще более актуально, если учесть, что, когда этот ребенок, живший в Венето, потерял зуб, общины Homo Sapiens уже существовали за тысячу километров», — говорит Стефано Бенацци, профессор Болонского университета и координатор исследования.

«Методы, которые мы использовали для анализа зуба, привели к следующему открытию: это верхний молочный зуб, который принадлежал ребенку-неандертальцу в возрасте 11 или 12 лет, который жил между 48 000 и 45 000 лет назад. Согласно этой датировке, этот зуб — самая поздняя находка неандертальского периода в Северной Италии и одна из последних на всем полуострове», — сообщают Грегорио Оксилия и Эухенио Бортолини, соавторы исследования.

Результаты, полученные на раскопках в Рипаро дель Бройон, все еще анализируются. Однако предварительные результаты показывают, что это место использовалось в течение длительного периода времени, так как есть признаки охоты и разделки крупных жертв.

«Производство инструментов, в основном из кремня, демонстрирует большую приспособляемость неандертальцев и их систематическое и специализированное использование сырья, доступного в этой области», — добавляет Марко Пересанти, профессор Университета Феррары.

Как сообщалось ранее, ученые из Италии и Германии полагают, что изменение климата привело к тому, что поведение поздних неандертальцев в Европе также изменилось.

В частности, археологам из Университета Фридриха Александра (FAU) в Эрлангене-Нюрнберге удалось доказать, что неандертальцы смогли разработать более сложные инструменты.

Неандертальцы жили примерно от 400 000 до 40 000 лет назад на обширных территориях Европы и Ближнего Востока, даже до самых окраин Сибири. Они производили инструменты из дерева и камня.

Примерно 100000 лет назад их универсальным режущим и скребковым инструментом был каменный нож, ручка которого состояла из тупого края самого инструмента. Эти Keilmesser (асимметричные ножи двусторонней формы с спинкой) были доступны в различных формах.