Первые в Европе. В болгарской пещере нашли останки человека возрастом 45 тыс лет

13 мая 2020, 22:05

В болгарской пещере Бачо Киро археологи обнаружили самые древние на европейском континенте останки современного человека — Homo sapiens.

Новые открытия передвигают сроки появления в Европе Homo sapiens на тысячи лет раньше, уверяют авторы исследования.

«Участок пещеры Бачо Киро предоставляет доказательства первого распространения H. sapiens по средним широтам Евразии. Эти группы привнесли новое поведение в Европу и взаимодействие с местными неандертальцами. Эта ранняя волна во многом предшествует тому, что привело к их окончательному исчезновению в Западной Европе, 8000 лет спустя», — говорит Жан-Жак Хаблин, директор Института эволюционной антропологии им. Макса Планка в Лейпциге.

Международная исследовательская группа обнаружила в богатом темном слое у основания месторождений тысячи костей животных, каменные и костяные инструменты, бусы и подвески, а также останки человека.

За исключением одного человеческого зуба, окаменелости человека были слишком фрагментированы, чтобы быть узнаваемыми по их внешнему виду. Вместо этого они были идентифицированы путем анализа их белковых последовательностей.

«Большинство плейстоценовых костей настолько фрагментированы, что на глаз невозможно определить, какие виды животных они представляют. Однако белки незначительно различаются по аминокислотной последовательности от вида к виду. Таким образом, используя масс-спектрометрию белка, мы можем быстро идентифицировать эти образцы, представляющие собой человеческие кости», — рассказал Фридо Велкер, научный сотрудник Института эволюционной антропологии им. Макса Планка.

Чтобы узнать возраст этих окаменелостей и отложений в пещере Бачо Киро, команда тесно сотрудничала с Лукасом Вакером из Высшей Технологической школы Цюриха, используя ускорительный масс-спектрометр. Исследователи установили возраст останков — от 45 820 до 43 650 лет. Это самые ранние верхнепалеолитические гоминины, обнаруженные до настоящего времени в Европе.

В дополнение к человеческим останкам при раскопках археологи нашли большое количество каменных орудий, а также артефакты из кости 23 различных видов животных, в том числе фигурные изделия, такие как подвески из зубов пещерных медведей, по форме напоминающие украшения, обнаруженные в более поздних неандертальских стоянках на юге современной Франции. Отсюда исследователи делают вывод о том, что неандертальцы перенимали у пришедших Homo sapiens привычки и технологии.

«Большинство костей животных, которые мы датировали этим характерным темным слоем, имеют признаки воздействия человека на поверхности костей, такие как следы бойни, которые, наряду с прямыми датами человеческих костей, дают нам действительно четкую хронологическую картину того, когда Homo sapiens впервые занял эту пещеру в промежутке от 45 820 до 43 650 лет назад и, возможно, еще 46 940 лет назад», — говорит Хелен Фьюласс из Института эволюционной антропологии Макса Планка.