Не надо ничего сверлить. Немецкие ученые создали умную ткань для контроля состояния дорог

2 октября, 16:00
Сделать резюме статьи:
ChatGPT ChatGPT
Асфальт выкладывается на сенсорную ткань (Фото: Fraunhofer WKI)

Асфальт выкладывается на сенсорную ткань (Фото: Fraunhofer WKI)

Немецкие ученые разработали инновационную умную сенсорную ткань, способную отслеживать скрытые повреждения асфальтовых дорог в режиме реального времени без необходимости сверления или другого разрушения поверхности.

Решение может сделать дорожный ремонт более экологичным, эффективным и менее затратным для общества.

Проект реализовали исследователи из Института исследований древесины имени Фраунгофера в сотрудничестве с экспертами инициативы SenAD2. Они создали биоткань из льна, армированную ультратонкими проводниками диаметром менее миллиметра. Материал интегрируется непосредственно в асфальтовое покрытие, где датчики фиксируют деформации и напряжения. Алгоритмы искусственного интеллекта анализируют полученные данные, позволяя оценивать состояние дороги в реальном времени.

Реклама

Традиционно для выявления микротрещин в глубоких слоях дорожного полотна приходилось применять бурение и отбор кернов, что приводило к высоким затратам и сокращению срока службы покрытия. Новая технология позволяет избежать этих процедур, обеспечивая постоянный мониторинг без ущерба для инфраструктуры.

Научный сотрудник Fraunhofer WKI Кристина Гакстер отметила, что система поможет планировщикам точнее определять время и место необходимого ремонта. По ее словам, технология не продлевает срок службы дороги напрямую, но значительно повышает эффективность управления ее техническим состоянием.

Ткань изготовлена из натуральных волокон льна — легкого, возобновляемого и недорогого материала. Она имеет ширину 50 сантиметров и может изготавливаться любой длины, что делает ее пригодной для масштабного применения. Предварительные испытания подтвердили, что материал выдерживает нагрузку от грузовиков и дорожных укладчиков, а также устойчив к воздействию окружающей среды.

Данные с датчиков передаются на придорожный измерительный блок, а программное обеспечение на основе ИИ интерпретирует результаты, оценивая развитие повреждений со временем. Кроме дорожных служб, доступ к информации могут получить компании, общины и участники движения через цифровую панель управления.

Сейчас система проходит полевые испытания на тестовом участке промышленной зоны, охватывая всю ширину дороги.

Показать ещё новости