«Врата ада в конце пространства и времени». Знаменитый астрофизик предсказал конец света

23 марта 2021, 20:02
НВ Премиум

Немецкий астрофизик Хайно Фальке стал знаменитым, когда руководимая им команда создала первое фото черной дыры. Но его высказывания о природе Вселенной могут прославить его еще больше.

Фальке — не только авторитетный ученый, много лет работающий в голландском университете в Радбо. Но еще и протестантский пастор. И, разумеется, глубоко верующий человек.

И когда двухлетняя работа по рендерингу изображения гигантской черной дыры в центре галактики М 87 в 55 млн световых лет от Земли была закончена, Фальке, по его собственным словам, ощутил себя «ближе к небесам».

Исследование, профинансированное Европейским космическим агентством, обошлось в 14 млн евро. Команда Фальке обрабатывала снимки с восьми самых мощных телескопов планеты.

Комментируя публикацию снимка 10 апреля 2019 года, Фальке заявил, что «мы увидели врата ада в конце пространства и времени».

Прошло чуть менее двух лет с этого знаменательного дня и Фальке опубликовал книгу о своей жизни и работе. Она называется Свет во тьме. В ней 55-летний ученый о своих взглядах на устройство Вселенной, ее зарождении и ее неминуемом конце. В том числе и о тех самых «вратах ада».

Хотя Фальке не дает четкого прогноза о том, как закончится Вселенная и какую роль в этом сыграют черные дыры, он тем не менее выражает серьезное сомнение в том, что наука позволит дать ответы на фундаментальные вопросы о смысле бытия.

Первое в истории фото черной дыры, полученной командой Фальке в апреле 2019 года (Фото: EHT)
Первое в истории фото черной дыры, полученной командой Фальке в апреле 2019 года / Фото: EHT

Библейские аллегории

«Разумеется, это были не врата ада, но я люблю использовать библейские аналогии, вместе с которыми я вырос», — рассказывает Фальке в интервью испанскому изданию El Pais.

Второй причиной была давняя история с высказыванием Джорджа Смута, добавляет он. Легендарный американский физик назвал открытие микроволнового реликтового излучения, свидетельствующего о Большом взрыве, «лицом Бога».

Большой взрыв был началом пространства и времени, а черные дыры являются его завершением. «Я хотел использовать сравнение, которое играло бы на контрасте с „лицом Бога“, — поясняет Фальке. — Поэтому я упомянул врата ада».

По его словам, черные дыры настолько активно обсуждаются в средствах массовой информации и поп-культуре, что постепенно становятся частью современной мифологии. Как драконы или картины, изображающие ад Данте.

«Когда люди слышат о черных дырах, они сразу думают о чем-то за пределами науки», — констатирует ученый.

Фальке убежден, что такое мышление вполне естественно для человека. Даже не религиозные люди думают о том, что происходит после смерти. «Мы боимся того, что находится за гранью жизни, — говорит Фальке. — Но все равно думаем об этом».

Ученые, по его словам, примерно так же думают о том, что находится за гранью черных дыр. Возможно, там скрывается абсолютно новая физика.