Исследовал цель NASA. Гитарист Queen написал научную работу об уникальном астероиде

2 апреля 2021, 15:59
Цей матеріал також доступний українською

Участник группы Queen Брайан Мэй не только крутой гитарист, но и астрофизик — у него даже есть ученая степень PhD. Недавно он со своими коллегами выпустили научную работу, в которой объяснили свойства необычного астероида Дидим.

Уникальность астероида состоит не только в том, что у него есть свой спутник Диморф и даже не в его быстром вращении — полный оборот происходит чуть более чем за два часа, — а в том, что он должен стать тренировочной мишенью для миссии Double Asteroid Redirection Test (DART). Ее цель — проверить, существует ли возможность поменять направление движение потенциально опасного для Земли астероида. Подробности о миссии можно узнать в нашем видео.

Мэй с коллегами изучили Дидим — и, основываясь на наших знаниях, ученые утверждают, что астероиды таких размеров обычно являют собой «груды обломков», пишет ESA. И, учитывая его скорость вращения, в теории он должен был бы уже давно развалиться. Выяснить, почему это не происходит и было целью группы ученых вместе с Мэем. Свою статью они опубликовали в научном журнале Icarus.

«В нашем предыдущем исследовании мы показали, что если бы Дидим представлял собой груду обломков камней и валунов, которые удерживаются вместе только за счет их гравитационного притяжения, он не был бы стабильным», — говорит Юнь Чжан, преподаватель из Университета Лазурного берега.

Ученые создали 3D-модель астероида, чтобы «разобрать» астероид на части, сымитировать его вращение и распад. Так они хотели узнать, какая именно сила удерживает небесное тело вместе — как оказалось, все дело в силах Ван-дер-Ваальса. Они возникают из-за того, как электрический заряд распределяется внутри атомов или молекул. Подобное вы можете наблюдать даже у себя дома — те самые комки пыли, которые скапливаются под кроватями, формируются именно из-за воздействий вандерваальсовых сил.

Но в условиях сверхнизкой гравитации на Дидиме это могло сыграть роль в гораздо более широком масштабе. Чтобы понять разницу — давление земной атмосферы на уровне моря составляет 101 325 Паскалей, но для того, чтобы Дидим не распадался, достаточно сцепления в 3−6 Па на поверхности и 11−17 Па внутри.

«Удивительно обнаружить, что даже очень крошечная степень сцепления имеет огромное значение для структурной стабильности астероида. Ему хватает силы, которая эквивалентна давлению небольшого листа, лежащего на руке», — объясняет Брайан.

Также команда ученых хотела выяснить, откуда у астероида появился спутник Диморф. Скорее всего, «младший брат» у Дидима появился в результате того, что в определенный момент уровня этого сцепления не хватило и часть астероида отделилась и сформировала собственное небесное тело.