Попались. Астрономы обнаружили галактики, которые оказались в «паутине» черной дыры

1 октября 2020, 22:03

При помощи Очень Большого телескопа ESO (VLT) астрономы нашли шесть галактик, которые окружают одну сверхмассивную черную дыру.

Эта находка позволяет лучше понять, каким образом сверхмассивные черные дыры, такие, как та, что лежит в центре нашей Галактики Млечного Пути, смогли образоваться и достичь таких огромных размеров за короткое время.

По-видимому, черные дыры могут быстро расти внутри крупномасштабных паутинообразных структур за счет содержащегося в них большого количества газа.

«Эта работа была в основном вызвана желанием понять природу, возможно, самых загадочных астрономических объектов — сверхмассивных черных дыр в ранней Вселенной. Это поистине экстремальные системы и на сегодня у нас нет хорошего объяснения их существования», — сказал астроном Марко Миньоли, сотрудник Национального института астрофизики Италии (INAF) из Болоньи, основной автор нового исследования.

Новые наблюдения с телескопом ESO VLT выявили несколько галактик, окружающих сверхмассивную черную дыру. Все они лежат внутри космической газовой «паутины», простирающейся на расстояние, более, чем в 300 раз превышающее размеры Млечного Пути. «Эти газовые волокна действительно напоминают паутину, — объясняет Миньоли. — В точках пересечения волокон локализуются и растут галактики. А вдоль волокон могут течь потоки газа, которые питают центральную сверхмассивную черную дыру»

Свет от огромной паутинообразной структуры, в центре которой находится черная дыра с массой в миллиард солнечных масс, дошел до нас из эпохи, когда Вселенной было всего 0.9 миллиарда лет.

«Наша работа добавляет важный фрагмент в незавершенный пазл, который представляет собой теория образования и роста этих экстремальных, но относительно многочисленных объектов, так недалеко отстоящих по времени от Большого взрыва», — говорит о сверхмассивных черных дырах соавтор работы Роберто Джилли.

Чтобы достичь массы порядка миллиарда Солнц за первые 0.9 миллиарда лет жизни Вселенной, первичные черные дыры, сформировавшиеся, как полагают, в результате коллапса первых звезд, должны были расти с очень большой скоростью. Астрономам было очень трудно объяснить, откуда могло взяться столько «пищи для черных дыр», позволившей этим объектам за короткое время достичь таких больших размеров.

Найденная структура дает на этот вопрос правдоподобное объяснение: «паутина» и галактики внутри нее содержат достаточно газа, чтобы обеспечить превращение центральной черной дыры в сверхмассивного гиганта.

Ранее НВ писал, что астрономы из Китая и Германии обнаружили нейтронную звезду, магнитное поле которой в миллионы раз превышает любые лабораторные значения. Объект нашли с помощью рентгеновского телескопа.

Недавно астрономы из Китайской академии наук и Университета им. Эберхарда Карла в Тюбингене обнаружили объект, магнитное поле которого является самым сильным во всей Вселенной.

Согласно результатам нового исследования, магнитное поле пульсара GRO J1008−57 в миллионы раз сильнее, чем любое магнитное поле, которое создавала ученые в лабораторных условиях до этого.

Ученые нашли новый пульсар с помощью китайской обсерватории Hard X-ray Modulation Telescope (HXMT), которая исследует черные дыры и нейтронные звезды в рентгеновском диапазоне излучения. Анализируя мощные вспышки электромагнитного излучения в 2017-м, астрономы определили, что индукция магнитного поля GRO J1008−57 примерно равна одному миллиарду Тесла.