24 мая, 08:01

Новый рекорд. Физики смогли добиться сверхпроводимости при сравнительно высокой температуре - фото

Министерство энергетики США / Flickr

Сверхпроводящая левитация

Ученые в Германии достигли новой вехи в области сверхпроводимости — это явление впервые проявилось при самой высокой температуре: всего 250 Кельвин, или -23 градуса Цельсия.

Работой руководил Михаил Еремец, физик из Института химии Макса Планка, который установил предыдущий высокотемпературный рекорд сверхпроводимости в 2014 году на уровне 203 Кельвина (-70 градусов Цельсия), пишет Science Alert.

Сверхпроводимость, впервые обнаруженная в 1911 году, является любопытным явлением. Обычно поток электрического тока сталкивается с некоторым сопротивлением. Это немного похоже на то, как сопротивление воздуха отталкивает движущийся объект. Чем выше проводимость материала, тем меньше его электрическое сопротивление и ток может течь более свободно.

Но при низких температурах в некоторых материалах происходит нечто странное. Сопротивление понижается до нуля и ток течет беспрепятственно. Когда это сопровождается так называемым эффектом Мейснера — вытеснением магнитных полей материала при его остывании ниже критической температуры — это называется сверхпроводимостью.

Сверхпроводимость при комнатной температуре, выше нуля градусов Цельсия, для ученых пока является только мечтой. Достижение такого результата эквивалентно революции в электрической эффективности: это поможет значительно улучшить электрические сети, высокоскоростную передачу данных и электрические двигатели.

Еремец и его команда достигли предыдущего рекорда высокотемпературной сверхпроводимости, используя сероводород — соединение, которое делает тухлые яйца вонючими — под давлением 150 гигапаскалей.

Физикам удалось достичь нового рекорда в высокотемпературной сверхпроводимости благодаря использованию гидрита лантана и давлению в 170 гигапаскалей. Ранее в этом году ученые сообщали, что они достигли сверхпроводимости с использованием этого материала при -58,15 C°, и теперь, всего через несколько месяцев, они улучшили этот результат до показателя -23 градуса Цельсия.

«Этот скачок на 35 градусов от предыдущего температурного рекорда указывает на реальную возможность достижения в ближайшем будущем сверхпроводимости комнатной температуры (то есть 273 Кельвина)», — пишут исследователи в своем докладе.