Научное закрытие. Астрономы опровергли существование экзопланеты у звезды Фомальгаут

22 апреля 2020, 08:04

Астрономы из Университета Аризоны доказали, что объект, который считался экзопланетой в соседней звездной системе, вероятно, никогда не существовал.

Анализ ученых указывает, что ранее около звезды Фомальгаут была обнаружена не экзопланета, а огромное расширяющееся облако пыли — вероятно, от космического столкновения.

Два астронома из Аризонского университета пришли к выводу, что космический телескоп NASA Хаббл зафиксировал на орбите звезды Фомальгаут на расстоянии 25 световых лет не планету, а расширяющееся облако очень мелких частиц пыли из двух ледяных тел, которые врезались друг в друга. Хаббл сделал снимок слишком поздно, чтобы засвидетельствовать предполагаемое столкновение, но, возможно, запечатлел его последствия.

«Эти столкновения являются чрезвычайно редкими, и поэтому мы действительно видим, что это действительно большая проблема. Мы считаем, что человеческие инструменты оказались в нужном месте в нужное время, чтобы засвидетельствовать такое маловероятное событие с космическим телескопом Хаббл», — сказал Андрас Гаспар, помощник астронома в обсерватории Стюарда Университета Аризоны и ведущий автор исследовательской работы.

«Звездная система Фомальгаут является своего рода испытательной лабораторией для всех наших идей о том, как развиваются экзопланеты и звездные системы. У нас есть свидетельства таких столкновений в других системах, но в нашей солнечной системе такого не наблюдалось. Это план того, как планеты уничтожают друг друга», — добавил Джордж Рике, профессор-регент астрономии в Обсерватории Стюарда.

Об открытии планеты, которую назвали Fomalhaut b, впервые объявили в 2008 году, основываясь на данных 2004 и 2006 годов. Она была отчетливо видна через несколько лет наблюдений, которые показали, что это движущаяся точка. До этого свидетельства об экзопланетах в основном были получены с помощью косвенных методов обнаружения.

Однако, в отличие от других экзопланет прямого изображения, с Fomalhaut b возникли проблемы. Объект был ярким в видимом свете — что весьма необычно для экзопланеты, которая слишком мала, чтобы ее можно было увидеть с Земли. В то же время на ней не было обнаружено никаких признаков инфракрасного теплового излучения — опять же, это весьма необычно, поскольку планета должна быть достаточно теплой, чтобы сиять в инфракрасном диапазоне.

Астрономы предположили, что дополнительная яркость исходит от огромной оболочки или кольца пыли, окружающего планету, которая могла быть связана со столкновением.

Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

«Наше исследование, в котором были проанализированы все имеющиеся архивные данные Хаббла о Фомальгауте, выявило несколько характеристик, которые вместе рисуют картину того, что объект размером с планету, возможно, никогда не существовал вообще», — сказал Гаспар.

Астрономы поcтроили модель расширяющегося облака пыли, полученного в результате столкновения крупных объектов — и оказалось, что эта модель воспроизводит данные, которые согласуются с данными наблюдений экзопланеты. То, что принимали за планету, оказалоcь облаком оcколков от cтолкновения двух крупных тел.

«Очевидно, что Fomalhaut b делал то, чего не должна делать истинная планета», — сказал Гаспар.

Авторы говорят, что их модель объясняет все наблюдаемые характеристики Fomalhaut b. Сложное моделирование того, как пыль движется во времени, выполненное на кластере компьютеров в Аризоне, показывает, что такая модель способна количественно вписаться во все наблюдения.