Древние паразиты. В янтаре нашли перья динозавров с насекомыми на них

11 декабря 2019, 22:06

Ученые из Столичного педагогического университета в Пекине обнаружили в янтаре перья динозавров с насекомыми, похожими на вшей.

Одно из перьев даже показывает признаки того, что его ели, отмечают исследователи.

Команда заявила, что впервые были обнаружены насекомые-паразиты этого периода, несмотря на то, что многие динозавры и ранние птицы, судя по всему, имели оперение.

«Это самый ранний зарегистрированный или официально задокументированный пример вшей или насекомых, похожих на вшей, которые питались перьями», — сказал доктор Чунгкун Ши, приглашенный профессор Столичного педагогического университета в Китае и соавтор исследования.

Открытие предполагает, что этим насекомым около 100 млн лет, что отодвигает происхождение подобных паразитов примерно на 55 млн лет. Они были не единственными паразитами, которые могли беспокоить динозавров: предыдущие исследования показали, что ящеры также переносили кровососущих клещей.

Ши и его коллеги рассказали о том, что насекомые принадлежали к ранее неизвестному виду, названному Mesophthirus engeli, и были нимфами — незрелая стадия развития насекомых. Среди их особенностей выделяют крошечные бескрылые тела длиной 0,14−0,23 мм, прочные части рта с по крайней мере четырьмя зубами и короткие, крепкие усики. По оценкам команды, во взрослой фазе насекомые достигли бы длины около 0,5 мм.

Ши сказал, что размер насекомых был неожиданностью, поскольку блохи той эпохи были намного больше, чем их современные аналоги.

«Основываясь на наших исследованиях окаменелых блох, мы подумали, что, если мы ищем вшей, их размер может быть больше, чем у современных вшей, но они оказались очень маленькими. Это может объяснить, почему на окаменелостях мы не можем найти вшей», — сказал он.

Даже в древнем янтаре насекомые редки. Ши сказал, что команда просмотрела до 1000 предметов, содержащих сохранившиеся перья птиц или динозавров, прежде чем сделать их открытие.

Они сказали, что насекомые в янтаре, по-видимому, питались перьями, отметив, что на одном из кусочков янтаря сохранились четыре насекомых на пере, а еще пять возле него. Само перо показывает признаки повреждения, которые, по словам команды, соответствуют жеванию насекомого.