Для вдохновения. Древние пещерные художники, вероятно, специально лишали себя кислорода

9 апреля 2021, 16:34
Цей матеріал також доступний українською

Недостаток кислорода, или гипоксия, позволял художникам вдохновляться галлюцинациями в узких проходах глубоких, темных и извилистых пещер.

Чтобы увидеть стены, художникам каменного века пришлось бы ползать с несколькими факелами, и все это вызывало измененное состояние сознания.

Галлюцинаторные растения и раньше связывали с особенностями пещерного искусства, но новая гипотеза предполагает, что древние люди сознательно искали аналогичный эффект в глубинах подземного мира задолго до того, как начали использовать другие психоактивные вещества.

Видео дня

Эксперты предполагают, что чем дальше от свежего воздуха находились люди, тем масштабнее были внутренние путешествия.

«Несколько лет назад, когда я посещал несколько украшенных пещер во Франции, я начал замечать, что большинство изображений находится глубоко в очень узких пещерах. Я начал задаваться вопросом, почему они решили работать именно так, а не рисовать у входа в более широкие пещеры, где они могли бы также наслаждаться естественным освещением», — сказала археолог Яфит Кедар из Тель-Авивского университета в Израиле.

Моделируя влияние факелов и ламп на воздушный поток пещеры, Кедар и ее коллеги обнаружили, что чем уже вход в пещеру, тем быстрее человек будет испытывать недостаток кислорода.

Моделирование показывает, что в глубокой пещере с одним входом уровень кислорода может упасть ниже показателя в 18% всего за пятнадцать минут, что может вызвать состояние гипоксии.

У людей кислородное голодание может естественным образом высвобождать дофамин в мозгу, что иногда приводит к сонливости, эйфории, галлюцинациям. Фактически, ученые, изучающие пещеры, сообщали о подобных эффектах даже без горящего факела в руке. Дополнительное использование огня делает такое состояние гораздо более вероятным.

Более того, поскольку атомы кислорода легче углекислого газа, они имеют тенденцию всплывать вверх, спускаясь из туннелей пещеры ко входу. Чем глубже в систему пещер попадает кто-то с горящим пламенем, тем выше вероятность, что он лишится кислорода.

В ходе различных симуляций, когда вентиляция была особенно ограничена, исследователи обнаружили, что уровень кислорода может упасть до 9 процентов, что примерно соответствует точке, когда человек может потерять сознание.

Это может показаться серьезным сдерживающим фактором, но все же сотни древних наскальных рисунков из верхнего палеолита, между 14 000 и 40 000 лет назад, расположены на очень похожих глубинах. Фактически, некоторые наскальные рисунки были найдены настолько далеко от входа в пещеру, насколько это было возможно для художника.

Например, во французской пещере Руффиньяк самые древние изображения были нарисованы на стенах чрезвычайно узких проходов в 730 метрах от единственного входа.

Поэтому кажется возможным, что некоторые древние люди заползали глубоко в темные пещеры, чтобы целенаправленно войти в измененное состояние сознания. Эффекты сенсорной депривации в сочетании с недостатком кислорода могли даже стать спусковым крючком для сюрреалистической природы их пещерного искусства.

«Образы, представленные в таком галлюцинаторном состоянии, кажутся плавающими на поверхности пещеры (стены, пол и потолок), как если бы они составляли мембрану, соединяющую верхний и нижний миры», — объясняют авторы.

Кедар теперь надеется проверить уровень кислорода в реальных пещерах, чтобы сравнить его с результатами моделирования.

Ранее НВ писал, что коренные жители Калифорнии сотни лет назад собирались в пещере, где жевали листья дурмана, глядя на странные рисунки на скалистом потолке.

Ученым из США и Великобритании удалось показать, что в эту пещеру ходили многие члены племени, а не только один шаман.

Рисунок на потолке в виде таинственной «вертушки», вероятно, представляет собой изображение нежного белого цветка одного из видов дурмана — Datura wrightii, мощного галлюциногена, который, согласно новому исследованию, племена Чумаши использовали не только для церемониальных целей, но также для лечебных и сверхъестественных целей.

«Эта находка представляет собой «первое явное свидетельство приема галлюциногенов на месте наскального искусства, в данном случае из пещеры Пинвил, Калифорния», — написали исследователи.


poster
Подписаться на ежедневную email-рассылку
материалов раздела Техно
Рассылка о том как технологии изменяют мир
Каждый понедельник

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X