Далеко забрались. Впервые в Тибете нашли ДНК вымершего денисовского человека

2 ноября 2020, 12:00
Цей матеріал також доступний українською

Международная исследовательская группа сообщила о находке денисовской ДНК в отложенях карстовой пещеры Байшия на Тибетском плато.

Используя передовые палеогенетические технологии, исследователи успешно извлекли денисовскую митохондриальную ДНК из образцов отложений позднего плейстоцена, собранных во время раскопок в пещере.

Исследовательскую группу возглавляли профессор Чен Фаху из Института исследования тибетских плато Китайской академии наук, профессор Чжан Дунцзю из Университета Ланьчжоу, а также профессор Сванте Паабо из Института эволюционной антропологии Макса Планка, который и открыл денисовского человека в 2010 году.

Результаты ученых показывают, что денисовская группа с Тибета тесно связана с поздними денисовцами из Денисовой пещеры, что указывает на то, что денисовцы населяли Тибетское плато в течение довольно длительного времени и, вероятно, адаптировались к высокогорной среде.

Денисовцы были впервые обнаружены и идентифицированы в 2010 году исследовательской группой под руководством профессора Сванте Паабо. Почти десять лет спустя нижняя челюсть была найдена на Тибетском плато. Как первая денисовская окаменелость, найденная за пределами Денисовой пещеры, она подтвердила, что денисовцы заселили Тибет в конце среднего плейстоцена и были широко распространены. Хотя эта окаменелость пролила новый свет на предков человека, без ДНК и надежного археологического контекста, информация, которую она раскрыла о денисовцах, все еще была значительно ограничена.

Отложения в пещере датированы периодом от 50 000 до 30 000 лет назад. Если дальнейшие исследования подтвердят эту оценку возраста, это повысит вероятность того, что денисовцы (Homo denisovensis) жили на Тибетском плато достаточно долго, чтобы встретить первых Homo sapiens, достигших этих высот уже 40 000 лет назад.

Интересно, что ранее в той же пещере была найдена нижняя челюсть, челюсть Сяхэ, возрастом около 160 тысяч лет. Ученые предполагают, что она тоже могла принадлежать денисовскому человеку.

Используя осадочную ДНК из карстовой пещеры Байшия, исследователи обнаружили первое генетическое свидетельство того, что денисовцы жили за пределами Денисовой пещеры. Это новое исследование поддерживает идею о том, что денисовцы имели широкое географическое распространение, не ограниченное Сибирью, и что они, возможно, адаптировались к жизни на больших высотах и ​​способствовали такой адаптации современных людей на Тибетском плато.

Ранее НВ писал, что израильские генетики смогли восстановить облик денисовца — одного из древних предков современного человека, останки которого нашли в Денисовой пещере на территории России.

Генетический материал был получен из кости пальца женщины-денисовца, известной в основном из мелких фрагментов кости и зубов, найденных в сибирской пещере.

Денисовцы, возможно, занимали эту пещеру в период от 200 000 до 50 000 лет назад. Ученые говорят, что денисовцы и неандертальцы произошли от общего предка, который отделился от линии, ведущей к современным людям. Тем не менее, наш вид скрещивался с обоими и сохраняет генетические маркеры, которые до сих пор обнаруживаются у некоторых людей.

Исследование также подтверждает предыдущее предположение о том, что кроманьонцы контактировали с денисовцами как минимум два раза, получив от них гены, необходимые для выживания в высокогорном климате.