История дружбы. Породы собак могли появиться еще в ледниковом периоде — анализ ДНК

30 октября 2020, 08:08

Глобальное исследование ДНК древних собак, проведенное учеными из более чем 10 стран, представляет доказательства того, что более 11000 лет назад уже существовали разные типы этих животных.

В своем исследовании группа ученых выделила древнюю ДНК из костей 27 собак, некоторые из которых жили почти 11000 лет назад в Европе, на Ближнем Востоке и в Сибири.

Авторы работы обнаружили, что к этому моменту истории, сразу после ледникового периода и до того, как какое-либо другое животное было приручено, уже было по крайней мере пять разных типов собак с разными генетическими предками.

Это открытие показывает, что разнообразие, наблюдаемое между собаками в разных частях света сегодня, возникло, когда все люди были еще охотниками и собирателями.

Понтус Скоглунд, автор работы и руководитель группы в лаборатории древней геномики Института Фрэнсиса Крика в Великобритании, говорит: «Некоторые различия, которые вы видите между собаками, идущими по улице сегодня, возникли в ледниковом периоде. К концу этого периода собаки уже были широко распространены».

Команда показала, что за последние 10 000 лет эти ранние собачьи линии смешались и переместились, чтобы дать начало собакам, которых мы знаем сегодня. Например, ранние европейские собаки изначально были разнообразны и происходили из двух очень разных популяций, одна из которых была связана с ближневосточными собаками, а другая — с сибирскими. Однако в какой-то момент это разнообразие было потеряно, так как сегодня у европейских собак его нет.

«Если мы оглянемся более чем на четыре или пять тысяч лет назад, мы увидим, что Европа была очень разнообразным местом, когда дело касалось собак. Хотя у европейских собак, которых мы видим сегодня, есть множество разных форм, генетически они происходят из очень узкой подгруппы», — отметил Андерс Бергстрем, ведущий автор и исследователь в лаборатории древней геномики.

Исследователи также сравнили эволюцию истории собак с изменениями в эволюции, образе жизни и миграциях человека. Во многих случаях ученые нашли сопоставимые изменения, вероятно, отражающие то, что люди брали с собой своих собак, мигрируя по миру.

Но бывают также случаи, когда истории человека и собаки не отражают друг друга. Например, потеря разнообразия, которая произошла у собак в ранней Европе, была вызвана распространением единственной линии, которое вытеснило другие популяции. Это драматическое событие не отражается в человеческих популяциях, и еще предстоит определить, что вызвало этот поворот в европейской родословной собак.

«Собаки — наш самый старый и самый близкий животный партнер. Использование ДНК древних собак показывает нам, как далеко уходит наша общая история и в конечном итоге поможет нам понять, когда и где начались эти глубокие отношения», — подчеркнул Грегер Ларсон, директор Исследовательской сети палеогеномики и биоархеологии Оксфордского университета, один из авторов исследования.

Ранее НВ писал, что ученые нашли в Италии кости собак возрастом 20 тысяч лет. Считается, что собаки населяли пещеры вместе с людьми, что отодвигает время приручения собак в этом регионе примерно на 4000 лет.

Останки были найдены в двух палеолитических пещерах в регионе Апулия на юге Италии. Пещеры Пагличчи и Романелло у города Кастро также были населены людьми в период с 30 000 лет назад, что указывает на то, что собаки жили бок о бок с людьми в пещерах.

«С археологической точки зрения старые останки домашних собак были найдены в Центральной Европе и датируются периодом 16000 лет назад. В районе Средиземного моря, как мы теперь установили, домашние собаки жили здесь 14 000 лет назад наверное, но, возможно, даже 20 000 лет назад », — сказал Франческо Босчин, координатор работы Отдела исследований предыстории и антропологии.

Интересно, что в пещерах были обнаружены останки волков. Они были больше собак и имели четкие коренные зубы, предназначенные для разрыва мяса, которых нет у собак. Молекулярный анализ показывает, что генетическое разделение волков и собак началось в период между 20 000 и 30 000 лет назад.