Заботливые родители. В Китае впервые обнаружили окаменелость динозавра на кладке яиц

11 марта 2021, 08:02

Палеонтологам из Китая совместно с коллегами из Соединенных Штатов Америки удалось найти доказательство того, что динозавры высиживали свои яйца подобно птицам, а не просто откладывали, как крокодилы.

Образец динозавра на кладке яиц был обнаружен в самых верхних породах мелового периода, возраст которых составляет около 70 млн лет, в городе Ганьчжоу в провинции Цзянси на юге Китая.

«Динозавры, которые сохранились в своих гнездах, редки, как и ископаемые эмбрионы. Это первый случай, когда динозавр, который не относится к группе птичьих, был обнаружен, сидящим на гнезде из яиц, сохраняющих эмбрионы», — объясняет доктор Шундонг Би.

Ископаемое представляет собой неполный скелет большого, предположительно взрослого овирапторида, который сидит в типичной птичьей позе над кладкой из не менее 24 яиц. По крайней мере, в семи из этих яиц сохраняются кости или частичные скелеты невылупившихся эмбрионов. Поздняя стадия развития эмбрионов и непосредственная близость взрослой особи к яйцам убедительно свидетельствуют о том, что последняя умерла в процессе насиживания своего гнезда.

Овирапторозавры — один из наиболее изученных отрядов ящеротазовых динозавров. Они имели перья, большинство были беззубыми, предположительно обладали ороговевшей рамфотекой — чехлом, покрывающим клюв.

«Открытие такого рода, по сути окаменелого поведения, является редчайшим для динозавров. Хотя несколько взрослых овирапторид были обнаружены в гнездах их яиц и раньше, внутри этих яиц не было обнаружено никаких эмбрионов. В новом экземпляре детеныши были почти готовы к вылуплению, что, вне всяких сомнений, говорит нам о том, что этот динозавр был заботливым родителем, который в конечном итоге отдал свою жизнь, высиживая своих детенышей», — рассказал доктор Мэттью Ламанна, один из участников исследования.

Команда также провела анализ изотопов кислорода, который показал, что яйца развивались при высоких температурах, что еще раз подтвердило гипотезу о том, что взрослая особь погибла во время высиживания своего гнезда. Более того, хотя все эмбрионы были хорошо развиты, некоторые из них, по-видимому, были более зрелыми, чем другие, что, в свою очередь, предполагает, что яйца овирапторид в одной кладке могли вылупиться в несколько разное время. Эта характеристика, известная как асинхронное вылупление, по-видимому, развивалась независимо у овирапторид и некоторых современных птиц.

Еще один интересный аспект нового экземпляра овирапторид заключается в том, что у взрослой особи нашли скопление гальки в брюшной области. Это почти наверняка гастролиты, или «желудочные камни», которые были бы намеренно проглочены, чтобы помочь динозавру переваривать пищу. Это первый случай, когда у овирапторид были обнаружены несомненные гастролиты, и поэтому эти камни могут дать новое понимание рациона этих животных.

«Удивительно думать, сколько биологической информации содержится только в этой единственной окаменелости. Мы собираемся учиться на этом образце в течение многих лет», — признали авторы открытия.

Ранее НВ писал, что британские исследователи проанализировали эмбрион титанозавра возрастом 80 млн лет и обнаружили странный рог на морде детеныша. Новые данные показывают, что «черты лица» этих динозавров из группы зауроподов изменялись по мере взросления.

Зауроподы, такие как бронтозавры и титанозавры, которые жили в юрский и меловой периоды, хорошо известны своими внушительными размерами и длинной шеей. Но об их детях известно очень мало.

«Сохранение эмбриональных динозавров внутри их яиц встречается крайне редко», — пояснил палеонтолог Джон Наддс из Манчестерского университета в Англии.

Эта редкость позволила сделать некоторые интересные открытия при анализе этих древних зародышевых останков.