Чем ты ел? В Бразилии нашли кости нового вида беззубых динозавров

19 ноября 2021, 08:07
Berthasaura leopoldinae в представлении художника (Фото:Maurilio Oliveira)

18 ноября исследователи заявили, что в Бразилии были обнаружены останки беззубого двуногого динозавра, который жил около 70 млн лет назад.

Маленький динозавр, размером около метра в длину и 80 сантиметров в высоту, является тероподом, группой, почти все члены которой считались хищниками.

Но удивительно то, что у нового вида, получившего название Berthasaura leopoldinae, есть клювообразный рот без зубов.

«Это было настоящим сюрпризом», — заявили палеонтологи, сделавшие находку, в заявлении, опубликованном Национальным музеем Бразилии.

«Беззубая часть вызывает сомнения относительно того, какая диета была у этого животного. Однако это не обязательно означает, что он не ел мяса. Многие птицы, такие как соколы и канюки, едят мясо клювами. Скорее всего, это было всеядное животное, живущее в негостеприимной среде, где ему приходилось есть все, что угодно», — сказал исследователь Джеоване Алвес Соуза, один из авторов исследования.

Окаменелый скелет был найден на так называемом кладбище птерозавров в районе города Крузейру-ду-Уэсти в южном штате Парана, около сельской дороги. Анализ показал, что это был совершенно новый вид, который жил от 70 до 80 миллионов лет назад.

Вид был назван Berthasaura leopoldinae в честь Берты Лутц, бразильской ученой и феминистки, умершей в 1976 году, и Марии Леопольдины, императрицы Бразилии 19 века, покровительницы наук.

«У нас есть остатки черепа и челюсти, позвоночника, грудного и тазового пояса, а также передних и задних конечностей, что делает Берту одним из самых полных динозавров, когда-либо обнаруженных в бразильском меловом периоде», — подчеркнул директор Национального музея Бразилии Александр Келлнер.

Ранее НВ писал, что динозавр нового вида был обнаружен в Гренландии международной группой исследователей из Португалии, Дании и Германии, в том числе из Университета Мартина Лютера в Галле-Виттенберге (MLU).

Название нового динозавра — Issi saaneq — отдает дань уважения языку гренландских инуитов и означает «холодная кость».

Это было травоядное животное среднего размера с длинной шеей и предшественник зауроподов, самых крупных наземных животных, когда-либо существовавших. Впервые останки этого динозавра бюыли найдены в 1994 году во время раскопок в Восточной Гренландии палеонтологами из Гарвардского университета. Первоначально считалось, что один из экземпляров принадлежит платеозавру, хорошо известному длинношеей динозавру, который жил в Германии, Франции и Швейцарии в триасовый период.

Но сейчас команда провела микрокомпьютерную томографию костей, которая позволила им создать цифровые 3D-модели внутренних структур и костей, все еще покрытых осадком.