Как рождаются звезды? Hubble обнаружил черную дыру, которая запустила процесс появления небесных тел

20 января, 09:31
Хаббл обнаружил черную дыру в карликовой галактике. (Фото:NASA / ESA)

Снимки Hubble и спектроскопия карликовой галактики Henize 2−10 со вспышками звездообразования показали отток газа от черной дыры к области рождения ярких звезд.

Этот газ заставляет и без того плотное облако формировать звездные скопления, уверены астрономы.

Черная дыра в центре карликовой галактики Henize 2−10 находится в 30 миллионах световых лет от нас, в южном созвездии Компаса.

Десять лет назад эта маленькая галактика вызвала споры среди астрономов о том, являются ли карликовые галактики домом для черных дыр, пропорциональных сверхмассивным образованиям, обнаруженным в сердцах более крупных галактик.

«Десять лет назад, будучи аспирантом, я думала, что посвящу свою карьеру звездообразованию, но я посмотрела на данные Henize 2−10, и все изменилось», — сказала Эми Рейнс, опубликовавшая первое свидетельство существования черной дыры в галактике в 2011 году.

«С самого начала я знала, что в Henize 2−10 происходит что-то необычное и особенное, и теперь Hubble предоставил очень четкую картину связи между черной дырой и соседней областью звездообразования, расположенной в 230 световых годах от черной дыры», — сказала Рейнс.

Эта связь — истечение газа, протянувшееся через пространство, как пуповина, к яркой звездной колыбели. В этом регионе уже был плотный газовый кокон, когда появился еще один низкоскоростной поток. Спектроскопия Hubble показывает, что поток двигался со скоростью около 1,6 млн км в час, врезаясь в плотный газ.

Это эффект, противоположный тому, что наблюдается в более крупных галактиках, где материал, падающий на черную дыру, уносится окружающими магнитными полями, образуя пылающие струи плазмы, движущиеся со скоростью, близкой к скорости света. С менее массивной черной дырой в Henize 2−10 и ее более мягким истечением газ был сжат ровно настолько, чтобы вызвать новое звездообразование.

«На расстоянии всего 30 миллионов световых лет Henize 2−10 находится достаточно близко, чтобы Hubble смог очень четко зафиксировать как изображения, так и спектроскопические свидетельства истечения черной дыры. Дополнительным сюрпризом стало то, что вместо того, чтобы подавлять звездообразование, это спровоцировало рождение новых звезд», — сказал Закари Шутте, аспирант Райнс и ведущий автор нового исследования.

Рейнс ожидает, что в будущем еще больше исследований будет направлено на карликовые галактические черные дыры с целью использовать их в качестве ключа к разгадке того, как сверхмассивные черные дыры появились в ранней Вселенной.

Ранее НВ писал, что международная команда ученых сумела проследить за уникальным явлением, которое может помочь нам лучше понять формирование и эволюцию черных дыр.

Астрофизик из Ливерпульского университета Джона Мурса Дэниел Пэрли вместе с коллегами в 2019 и 2021 году наблюдали быстрый взрыв, который, как и гамма-всплески, возник из-за небольшого количества очень быстро движущегося материала, врезающегося в окружающий его газ.

Внимательно изучив свет, который излучает этот взрыв, ученые пришли к выводу, что его источник — звезда Вольфа-Райе. Это очень массивные (примерно в 10 раз массивнее Солнца), яркие (в миллионы раз ярче Солнца) и короткоживущие звезды, которые достаточно редко встречаются в нашей галактике — по подсчетам ученых, во Млечном Пути их существует несколько сотен.

Именно взрыв этих звезд идеально подходит под ту модель взрыва, который должен сопровождать появление черной дыры: яркий и чрезвычайно короткий. Это может значить, что звезда во время коллапса ядра выбрасывает наружу лишь небольшое количество материала, а большая его часть уходит внутрь черной дыры.