Невкусно? Астрофизики проследили, как черная дыра выплюнула звезду через несколько лет после ее поглощения

14 октября, 12:28
Иллюстрация события приливного разрушения (Фото:DESY, Science Communication Lab)

Международная команда ученых обнаружила, как черная дыра извергла в космос материю. Выяснилось, что это остатки звезды, поглощенной несколькими годами ранее.

Ученые обнаружили необычное поведение черной дыры в 2021 году. Она резко начала выбрасывать в окружающий космос материю, будто человек, выплевывающий остатки пищи. Интересная деталь заключалась в том, что эта черная дыра уже давно ничего не поглощала.

«Никто никогда не видел ничего подобного раньше», — говорит Иветт Сендес, научный сотрудник Центра астрофизики Harvard & Smithsonian и ведущий автор исследования, опубликованного в журнале The Astrophysical Journal. Ученые определили, что черная дыра выбрасывала материал поглощенной три года назад звезды.

Это событие приливного разрушения получило название AT2018hyz. Оно происходит, когда звезда приближается к черной дыре настолько близко, что ее начинает разрывать на части гравитацией. Постепенно этот звездный материал начинается вращаться вокруг черной дыре, образовывая аккреционный диск и нагреваясь. Именно так астрономы и замечают подобные события.

Обычно, когда черная дыра «обедает» звездой, она выплевывает остатки почти сразу. Ученые сравнивают этот процесс с отрыжкой человека после еды. Однако в этом случае черная дыра выдержала паузу в три года, прежде чем выбросить в космос звездные остатки со скоростью, равной половине скорости света.

Ученые предполагают, что подобные отсроченные выбросы материала могут быть более распространенными, чем считалось ранее. Теперь они планируют изучить другие события приливных разрушений, чтобы выяснить, так ли это.