Самоизоляция на миллионы лет. Под льдами Антарктиды нашли новый вид бактерий

7 октября 2020, 14:27
Цей матеріал також доступний українською

В образцах льда из подледного антарктического озера Восток биологи обнаружили четвертый вид бактерий, которые прожили в изоляции на протяжении нескольких миллионов лет.

Об этом рассказал заведующий лабораторией криоастробиологии Петербургского института ядерной физики Сергей Булат.

«Недавно мы начали повторно изучать образцы льда, извлеченные из глубины в 3721 метр от поверхности ледового щита Антарктики. Внутри них мы открыли четвертый вид бактерий, 3721v34−24, которые, как и многие другие их соседи, оказались не связаны с уже известными родами и семьями микробов », — отметил Булат.

Озеро Восток — подледный водоем в Антарктиде, который находится на глубине около 4 км. Его экосистема оказалась изолирована в течение нескольких миллионов лет. Российские и британские ученые доказали существование этого озера еще в 1996 году, после чего уже много лет исследуют его.

Восток привлекает внимание не только биологов, но и астробиологов и специалистов в области поисков внеземной жизни, так как это единственный признанный земной аналог подледных океанов, которые существуют в недрах лун Юпитера и Сатурна, таких как Европа или Энцелад.

В частности, за последние пять лет Булат и его коллеги обнаружили в первых чистых образцах льда из озера сразу три вида бактерий. Два из них принадлежали к ранее неизвестных родов и семейств микробов, представители которых не встречались ученым за пределами Востока. Сейчас же исследователи нашли четвертый новый вид.

Ближайшие возможные родственники этих организмов — бактерии из семейства Bacteroidetes, геном которых на 87% похож на устройство ДНК различных штаммов микроба 3721v34−24. С точки зрения микробиологии это очень мало, поэтому сейчас ученые не могу отнести открытый вид к любым известным семей и родов бактерий.

Биологи надеются, что изучение генетической структуры этих организмов поможет понять, как жизнь может существовать в подобных условиях в течение многих миллионов лет.

Еще в 2016 году НВ писал, что необычная бактерия была найдена в подледной озере Восток в Антарктиде. Об этом сообщил заведующий лабораторией криоастробиологии Петербургского университета ядерной физики имени Константинова Сергей Булат.

«В намерзшей на буровой коронке воде была найдена абсолютно неизвестное нам бактерия, она называется» w123−10 «, — рассказал Булат журналистам.

По его словам, бактерия имеет генетическое сходство всего 86% с уже известными организмами, чего, с точки зрения генетики, достаточно, чтобы говорить о ее абсолютной уникальности.

Российские ученые и буровики впервые пробились через почти четырехкилометровый ледовый слой к водам озера Восток 5 февраля 2012. Тогда были взяты первые пробы воды, в которой обнаружили следы живых организмов.